Молодежная общественная организация клуб “Белые Вороны”

Время: 1:53

Использование средств массовой информации в создании положительного имиджа молодёжной общественной организации краеведческого профиля на примере клуба «Белые Вороны»

Решетов С.А,

президент

 молодёжной общественной

организации клуба "Белые Вороны"

Есть несколько способов стать человеком значительным,

но самое важное – прослыть таковым во мнении других людей

(Ж.Машаду д’Асис)

         Verba volant , skripta manent

(Слова улетают, написанное остаётся)

(латинская мудрость)

Молодёжная общественная организация клуб «Белые Вороны», которая в этом году отметила свой 12 юбилей, является типичным, на наш взгляд, примером активного участия широкой общественности в решении сложных социальных проблем, стоящих перед украинским народом в условиях процессов дезинтеграции исторических связей и смене политических  и экономических векторов развития.  Очевидное и наглядное несоответствие между декларированной центром  стратегией ускоренного развития регионов и реальным обнищанием провинции, отсутствие идеологических ориентиров, забвение культуры  и развал системы образования наиболее видны в условиях малого города, такого, как Днепрорудный. Нежелание мириться с бездуховностью,  моральной деградацией вызвало в регионах мощное общественное движение различного профиля. Возникшие в провинции общественные организации пытались решать проблемы различного уровня, зачастую дублируя друг друга, бросаясь в крайности от культуры к бизнесу, от политики к религии, от спорта к созданию ОПГ.

В связи с этим, клуб «Белые Вороны» сразу  чётко определил цели своей деятельности, направления работы и сферы компетенций. Мы ориентировались прежде всего на всесторонне развитие личности молодых граждан города на основе интеллектуального, морального и физического аспекта человеческой личности. Туризм, краеведение, археология, экология, театральная студия, выставки местных художников, страноведческие вечера стали основными формами нашей работы. Но уже на первых этапах деятельности мы столкнулись с непониманием, равнодушием, агрессией со стороны чиновников, администраторов, а, иногда, и простых граждан. Для решения этой проблемы Совет ветеранов клуба разработал долгосрочную программу создания положительного имиджа клуба «Белые Вороны». Естественно, главным в нашей работе было и остаётся живое, реальное дело, но в современных реалиях бытия для формирования положительного имиджа невозможно обойтись без широкомасштабных PR-кампаний с использованием всех доступных общественной организации СМИ.

Все СМИ можно объединить по тиражам и охвату потенциальных потребителей информации, можно разделить на местные, региональные (районные, областные, межобластные), республиканские и международные.

СМИ отличаются по способу донесения информации к потенциальному потребителю – печатные издания, использующие радио- и телеэфир, Интернет-издания. Естественно, СМИ жёстко зависят сейчас от рекламодателей, поэтому размещение информации об общественной организации с целью формирования положительного имиджа последней, дело достаточно сложное и требующее выполнения нескольких условий:

  1. Налаженные связи с редакторами и корреспондентами различных СМИ.
  2. Эксклюзивность предоставляемой общественной организацией информации.
  3. Строгое дозирование в предоставляемых материалах проблемных вопросов, фактов об их решении общественной организацией, скрытой саморекламы.
  4. Соблюдение принципа иерархии, - подача в СМИ различных уровней информации о проблематике соответствующего уровня, т.е. международный бюллетень вряд ли заинтересуется уровнем туристско-краеведческой работы в г. Днепрорудном или с. Балки, тогда как многотиражная газета вряд ли напечатает аналитическую статью о картографии или сценарий страноведческого вечера.
  5. Одновременное сочетание различных по способу донесения информации СМИ в информировании населения о достижениях общественной организации  по принципу «информационной волны» для создания и поддержания имиджа победителя.
  6. Широкое использование в СМИ местных и региональных уровней приёма эксплуатации местечкового патриотизма с обязательной ссылкой на руководителей и знаменитостей местного уровня.
  7. Строгое соблюдение информационной этики с полным отказом от таких форм подачи информации как антиреклама, полуправда, прямая ложь, оскорбление конкурентов или органов власти, провокации и распространение слухов.
  8. Создание в организации, школе пресс-центра, включающего редактора, журналистов и маркетологов,  имеющих связи со СМИ и лобби в органах власти города и района.
  9. Организация постоянного своевременного притока в пресс-центр информации о событиях, происшествиях, победах, проблемах, анонсах, презентациях, конкурсах, конференциях, форумах, соревнованиях,  в которых может быть представлена школа, организация, лицо.
  10. Организация широкого доступа членов пресс-центра к Интернету, включая подключение организации, школы, для отслеживания в поисковых системах информации о школе, организации, лице, так и размещение информации о них на соответствующих сайтах. Кроме того, возможен поиск партнёров, новых форм работы, анонсов конкурсов и т.д., а, в перспективе, организация сайта школы, организации, лица.
  11. Организация изготовления, размещения и постоянной смены информации о школе, организации, лице на стендах, планшетах, витринах в школе.
  12. Тиражирование и массовое распространение анонсов, листовок, буклетов, плакатов (формат А-4) с информацией о школе, организации, лице в городе до и  в период проведения конкурсов, соревнований, семинаров.
  13. Организация и поддержание в пульсирующем ритме информационной «волны» о школе, организации, лице в СМИ города и района (газеты, радио, ТV) с постоянным «прикармливанием» корреспондентов.
  14. Организация депутатских запросов и обращений граждан в органы власти города и района по проблематике школы, организации, лица. Поддержка и реклама депутатов и комиссий, которые лоббируют интересы школы, организации, лица.
  15. Конкурс  символики (флаг, герб, девиз, гимн) с дальнейшим изготовлением на основе проектов-победителей символов, сувениров с символикой, стендов с рекламой школы, организации, лица.
  16. Создание  банка данных (адрес, профиль, телефоны, e-mail, редактор, корреспонденты) о СМИ всех уровней (местная, региональная, областная, республиканская, международная пресса, радио, ТV, Интернет-издания), а также профессиональных изданиях всех уровней.
  17. Массовое предложение всем вышеуказанным СМИ разработок походов,  отчётов экспедиций, сценариев, методических пособий, программ, проектов, подготовленных членами общественной организации, работниками школы. В случае размещения данных материалов в СМИ республиканского уровня информация о школе, организации, лице станет доступной аудитории, которая исчисляется уже сотнями тысяч человек.
  18. Создание информационного банка «О нас пишут, о нас говорят, нас показывают!» с подборкой всех материалов СМИ, где упоминается школа, организация, лицо.  Издание периодического бюллетеня.
  19. Таранов П.С. Управление без тайн. – Донецк: Сталкер, 1997.
  20. Словник іншомовних слів. – К.: Головна редакція Української Радянської енциклопедії Академії наук Української РСР, 1975.
  21. Носков В.Г. Перекличка веков. Размышления. Суждения. Высказывания. – М.: Мысль, 1990.
  22. Носков Н.И. Мудрость отцов. – Ашхабад: Магарыф, 1984.
  23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996.

Клуб «Белые Вороны» сотрудничает со СМИ всех уровней и типов (таблица №1), предлагая им широкий спектр материалов, которые закрепили наш имидж  успешной, результативной, многофункциональной молодёжной организации с преобладанием краеведческого направления работы. Используя материалы информационного, аналитического, проблемного, статистического, методического характера, мы постоянно ищем новые СМИ, готовые к сотрудничеству с нами. Клуб имеет свою символику (флаг, герб, гимн), строгую иерархическую структуру, варьирующиеся направления работы. За прошедшие годы мы наработали большой объём материалов по географии, экологии, страноведению, геологии, литературе, поэзии и живописи стран мира, туризму. Мы владеем опытом проведения мероприятий различного уровня – страноведческих вечеров, интеллектуальных игр, интерактивных семинаров, слётов, экспедиций, акций различного профиля, социологических опросов, презентаций. Мы всегда открыты и готовы к сотрудничеству со всеми СМИ, структурами и организациями, которые зачастую теперь сами просят у нас материалы или приглашают к сотрудничеству, укрепляя тем самым положительный имидж клуба «Белые Вороны». Примерами может служить сотрудничество с Американским Корпусом Мира, экогруппой «Печенеги»                (г. Харьков), «Мама 86» (г. Киев), экогруппой «Эхо» (Черниговский район), Ассоциацией экологического просвещения, клубом «Васылиски»                                 (г. Запорожье), Областным управлением экологии и природных ресурсов, Областным управлением по делам семьи и молодёжи, Киевским эколого-культурным центром, Запорожским Национальным университетом, НПП «Великий Луг», редакциями Международного «Степного бюллетеня»                          (г. Новосибирск), газет  «Краеведение. География. Туризм.» (г. Киев), «Здесь живём» (г. Мелитополь) и т.д.

Всё выше сказанное позволяет нам предложить варианты организации и реализации РR–кампании при создании имиджа организации, школы, лица, которые, возможно, помогут всем желающим создать и укрепить свой положительный имидж.

Безусловно, мы сами ещё не использовали все предложенные варианты по причине провинциальной географии клуба «Белые Вороны», неопределённости статуса г. Днепрорудного, отсутствия постоянного источника финансирования, а иногда и завуалированного противодействия недоброжелателей, облечённых властью. Но мы работаем, ищем, надеемся и верим!

 

Литература:

 

  1. Таранов П.С. Управление без тайн. – Донецк: Сталкер, 1997.
  2. Словник іншомовних слів. – К.: Головна редакція Української Радянської енциклопедії Академії наук Української РСР, 1975.
  3. Носков В.Г. Перекличка веков. Размышления. Суждения. Высказывания. – М.: Мысль, 1990.
  4. Носков Н.И. Мудрость отцов. – Ашхабад: Магарыф, 1984.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996.

 

Пропаганда энергосбережения в условиях малого города   (из опыта работы клуба «Белые Вороны»)

Синепольская Екатерина,

член клуба «Белые Вороны»,

учащаяся 10 класса МСШ «Талант» г. Днепрорудного

Решетов Сергей Александрович,

президент клуба «Белые Вороны»

         Значение энергосбережения и экономии воды, тепла, природного газа для Украины априорно, а в условиях кризиса становится жизненно необходимым. В условиях малого города общечеловеческая проблема энергосбережения и экономии ресурсов становится ещё более острой. Мы, члены молодёжной общественной организации клуба «Белые Вороны», избрали доступные нам информационные технологии для пропаганды энергосбережения и экономии природных ресурсов. Мы разработали и реализовали проект «Энергосбережение»  и на протяжении двух лет реализовали его. Мы выражаем огромную благодарность Васильевой Татьяне Николаевне, координатору проекта «Школьный энергетический офис» за сотрудничество, методическую и материальную помощь.

         Проект «Энергосбережение» можно разделить на несколько этапов:

  • Социологический опрос «Экономия воды, тепла, электроэнергии в                                 г. Днепрорудном». Этот опрос проводился в два этапа через 1.5 года;
  • Участие в реализации проекта «Школьный энергетический офис» (координатор Васильева Т.Н.);
  • Информационные акции по пропаганде энергосбережения и экономии природных ресурсов;
  • Участие в конкурсе методических разработок по энергосбережению;
  • PR-акции проектов «Энергосбережение» и «Школьный энергетический офис» в г. Днепрорудном, г. Запорожье, г. Харькове.

Предлагаем вашему вниманию описание этапов реализации проекта «Энергосбережение».

І этап.

Социологический опрос «Экономия воды, тепла, электроэнергии в                                 г. Днепрорудном».

География социологического опроса: г. Днепрорудный Запорожской области.

Корреспонденты: учащиеся специализированного географического 8-Б класса МСОШ №3 г. Днепрорудного.

Респонденты: 596 граждан г. Днепрорудного.

Цель социологического опроса: определение  уровня энергосбережения гражданами г. Днепрорудного на основе экономии воды, тепла, электроэнергии и причин, стимулирующих энергосбережение в условиях малого города.

Задания социологического опроса:

  1. Определение  соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода воды и квартиросъёмщиков, оплачивающих воду по среднему показателю расхода (5 м3 на 1 человека за месяц);
  2. Определение  соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода природного газа и квартиросъёмщиков, оплачивающих  природный газ по среднему показателю расхода (8 гр.13 копеек с 1 человека за месяц);
  3. Определение  соотношения квартир с установленными  для сбережения тепла металлопластиковыми окнами и квартиросъёмщиков, которые такие окна ещё не установили;
  4. Определение средних показателей оплаты населением потреблённой электроэнергии.
  5. Определение причин стимулирования энергосбережения и причин, тормозящих энергосбережение в условиях малого города.

Дата проведения социологического опроса: 12 марта 2008 года.

Результаты социологического опроса:

  1. Соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода воды и квартиросъёмщиков, оплачивающих воду по среднему показателю расхода: из 596 респондентов счётчики учёта воды установили 405 респондентов (68%), 191 респондент (32%) счётчики учёта воды до сих пор не установили.
  2. Соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода природного газа и квартиросъёмщиков, оплачивающих  природный газ по среднему показателю расхода: из 596 респондентов счётчики учёта расхода природного газа установили 279 респондентов (46,8%), 317 респондентов (53,2%) счётчики учёта расхода природного газа не  установили до сих пор.
  3. Определение  соотношения квартир с установленными  для сбережения тепла металлопластиковыми окнами и квартиросъёмщиков, которые такие окна ещё не установили: из 596 респондентов металлопластиковые окна установили 289 респондентов (48,5%), 307 респондентов  (51,5%) такие окна ещё не установили.
  4. В среднем, квартиросъёмщики г. Днепрорудного платят за потреблённую электроэнергию 51 гр. 13 копеек в месяц.

Второй социологический опрос «Экономия воды, тепла,  электроэнергии в                                          г. Днепрорудном» мы провели спустя 1,5 года, расширив число корреспондентов за счёт учащихся профильных эколого-географических 10-Б и 8-Б классов. Из вопросов, предложенных респондентам,  был исключён пункт о наличии счётчиков учёта расхода природного газа. Это объясняется сохранением стабильной цены на газ и явно завышенных цен на счётчики и услуги газовщиков по их установке. Соотношение цены на природный газ и на счётчики делают эффективность счётчиков для населения крайне сомнительной.

География социологического опроса: г. Днепрорудный Запорожской области.

Корреспонденты: учащиеся специализированных  эколого-географических 10-Б и 8-Б классов школы «Талант» г. Днепрорудного.

Респонденты: 614 граждан г. Днепрорудного.

Цель социологического опроса: определение  уровня энергосбережения гражданами г. Днепрорудного на основе экономии воды, тепла, электроэнергии и причин, стимулирующих энергосбережение в условиях малого города.

Задания социологического опроса остались прежними.

Дата проведения социологического опроса: 7 октября 2009 года.

Результаты социологического опроса:

  1. Соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода воды и квартиросъёмщиков, оплачивающих воду по среднему показателю расхода: из 614 респондентов счётчики учёта воды установили 472 респондентов (76,87%), 142 респондента (23,13%) счётчики учёта воды до сих пор не установили.
  2. Определение  соотношения квартир с установленными  для сбережения тепла металлопластиковыми окнами и квартиросъёмщиков, которые такие окна ещё не установили: из 614 респондентов металлопластиковые окна установили 340 респондентов (55,38%), 274 респондентф (44,62%) такие окна ещё не установили.
  3. В среднем, квартиросъёмщики г. Днепрорудного платят за потреблённую электроэнергию 62 гр. 50 копеек в месяц.

Таким образом, можно сделать определённые выводы о причинах стимулирующих и тормозящих энергосбережение в условиях малого города.

А) Причины стимулирования энергосбережения в условиях малого города:

- резкое повышение коммунальных платежей за расход холодной воды;

- аварийное состояние всех городских водоводов и коммуникаций, что приводит к тому, что значительная часть воды уходит в землю, а квартиросъёмщики платят за весь объём воды, поданной в город, а не за реально потреблённый объём воды;

- многократное резкое повышение коммунальных платежей за паровое отопление;

- резкое повышение коммунальных платежей за потреблённую электроэнергию;

- ужесточение карательных мер со стороны РЭС, работники которой отключают неплательщиков от электроснабжения и требуют фантастические суммы штрафов за обратное подключение.

Таким образом, главной причиной, стимулирующей энергосбережение в                              г. Днепрорудном, т.е., прежде всего, установку квартиросъёмщиками счётчиков учёта расхода воды и газа, металлопластиковых окон для сохранения тепла является утилитарная экономия семейного бюджета.

Б) Причины, тормозящих энергосбережение в условиях малого города:

-  отсутствие в городе на протяжении 8 лет такой коммунальной услуги, как подача горячей воды, что приводит к массовой установке бойлеров-водонагревателей, расходующих огромное количество электроэнергии;

- относительные низкие и стабильные, несмотря на провокационные слухи, цены на природный газ;

- нерационально завышенные цены на счётчики учёта воды и природного газа, при монополии на их установку коммунальных служб города;

- нерационально завышенные цены на металлопластиковые окна при огромной конкуренции частных предпринимателей, что свидетельствует об их  сговоре и полном отсутствии работы антимонопольного комитета;

-  элементарная экономическая неграмотность населения;

-  относительно низкий уровень доходов граждан города;

-  сравнивая данные двух социологических опросов, можно наблюдать резкое увеличение расходов на оплату использованной электроэнергии;

- крайне низкий уровень пропаганды энергосбережения как в                                 г. Днепрорудном, так и, в целом, в Украине.

ІІ этап

Участие в реализации проекта «Школьный энергетический офис» (координатор Васильева Т.Н.).

Данный проект использовал идею энергетических экологических офисов Дании и был реализован в Запорожской области при финансовой поддержке фонда «Евразия» и Королевства Нидерландов. Методическое обеспечение осуществляла Ассоциация экологического образования                               г. Запорожья(координатор Шелегеда В. И.) В ходе реализации проекта клуб «Белые Вороны»  под руководством Васильевой Т.Н. и её команды провели 3 интерактивных семинара с учащимися 4-х, 6-х и 9-х классов соответственно. Тема семинаров «Энергия и ресурсы» и «Энергия солнца, ветра и воды». Самостоятельно мы провели интерактивный семинар «Энергосбережение» для учащихся 10-11-х классов. Координатор проекта Васильева Т.Н. организовала и провела 3 выставки-презентации действующих моделей «Энергосберегающие технологии» для учащихся 6-х, 9-х и 11-х классов.

ІІІ этап

Информационные акции по пропаганде энергосбережения и экономии природных ресурсов.

Результаты социологических опросов «Экономия воды, тепла,  электроэнергии в г. Днепрорудном» и проекта «Школьный энергетический офис» члены клуба «Белые Вороны» активно использовали для информирования различных слоёв населения г. Днепрорудного и региона. Итоги опросов мы предоставили городскому голове Матвееву Е.С. Городское радио «Экспресс» (ведущий Зборовский В.И.) дважды передало нашу информацию в эфир. Региональный еженедельник «Время и мы» (редакторы Скиба Т.А. и Миллер Л.С.) напечатали статью о реализации проекта «Школьный энергетический офис». Самым активным образом используются наши информационные блоки на уроках биологии, химии, географии, экономики, экологии, поскольку преподаватели этих предметов члены клуба «Белые Вороны».

ІV этап

Участие в конкурсе методических разработок по энергосбережению.

Президент клуба «Белые Вороны» Решетов С.А. предоставил сценарий интерактивного семинара для старших классов «Энергосбережение» на Международный конкурс методических разработок по данной теме и Ассоциации экологического образования г. Запорожья. По итогам Международного конкурса Решетов С.А. занял второе место, что подтверждено дипломом, а в издательстве ООО «Финвей» вышел сборник «Энергия жизни», в котором напечатан сценарий семинара и использованы фотографии, снятые во время семинаров и выставок.

V этап

PR-акции проектов «Энергосбережение» и «Школьный энергетический офис» в г. Днепрорудном, г. Запорожье, г. Харькове.

PR-акции проектов предусматривали презентацию сборника «Энергия жизни», учебника и рабочей тетради «Энергия» для младших школьников. Эти издания осуществлены под общей редакцией Васильевой Т.Н. PR-акции проектов выполнены делегациями клуба «Белые Вороны», участниками Всеукраинской конференции «Познай себя, свой род, свой народ» в                             г. Харькове и президентом клуба Решетовым С.А. в ОИППУ г. Запорожья и на заседании клуба в г. Днепрорудном. В целом, мы презентовали эти издания делегациям 8 областей Украины и 15 регионов Запорожской области.

Не претендуя на истину в последней инстанции, мы всё же считаем, что реализация международных проектов, как и региональных,  начинается с  локальных программ, направленных на пропаганду энергосбережения. Мы надеемся, что наша работа по реализации проектов «Энергосбережение» и  «Школьный энергетический офис» станет примером достаточно эффективной работы в данном направлении в условиях малого города.

Додаток.

Сценарій інтерактивногосемінару «Енергозбереження»        

Час проведення: 12.50-15.35, п'ятниця.

Місце проведення: кабінет географії та екології №42, БЗОШ №3                                       м. Дніпрорудного.

Склад учасників: учні 9-Д класу (28 осіб), учні 11-В класу (8 осіб), вчителі географії та екології (4 особи).

Фасилітатор семінару: Решетов Сергій Олександрович.

Обладнання: телевізор, відеомагнітофон, магнітофон, аркуші ватману та папір формат А-4, маркери, додаткова література, зразки листівок-відозв, методичні посібники.

І етап. Організаційний

Члени експертної групи у складі учнів 11-В класу проводять реєстрацію учасників семінару і розподіляють їх по творчим групам. Творчих груп створюється чотири за сезонами року: “Зима”, “Весна”, “Літо”, “Осінь”. За кожною групою закріплюються 2 експерти з учнів 11-В класу та 1 вчитель. Групи займають свої місця.

Під час цього етапу лунає фрагмент з “Пір року” Чайковського.

ІІ етап. Мотиваційний

         Фасилітатор семінару вітає усіх присутніх і просить за                       3 хвилини провести коротке знайомство у групах. Після цього виробляються правила роботи на семінарі, які записуються на ватмані маркерами, або на дошці. У нас вироблені такі правила:

● Будь ввічливим!

● Вислухай опонента, а потім сперечайся!

● Посміхайся!

● Аргументуй свої висновки!

● Не вантаж зайця залізом! (Не став перед собою завдань, які не зможеш виконати);

● Не вантаж верблюда соломою! (Не став занадто легкі завдання).

Фасилітатор знайомить учасників з темою семінару і формулює головні проблеми, над варіантами вирішення яких треба буде попрацювати учасникам семінару. Тема семінару записана на дошці, а проблеми, пов'язані з енергозбереженням, записуються на ватмані після того, як вони будуть з'ясовані під час короткої дискусії між групам.

Тема: Енергозбереження

Проблеми:                                                                                                                                                            

Дефіцит енергоносіїв;

●     Низька культура енергоспоживання, що призводить до               великих втрат енергії;

● Екологічна криза, причинами якої, зокрема, є атомна енергетика, паливна енергетика та гідроенергетика;

● Низький рівень економічної та екологічної освіти населення.

         Проблеми розподіляються між групами за таким порядком:

-         група “Зима” - 1 проблема;

-         група “Весна” - 2 проблема;

-         група “Літо” - 3 проблема;

-         група “Осінь” - 4 проблема.

Групам пропонується викласти свою точку зору на алгоритм вирішення проблем. Після роботи в групах на ватмані записується таки алгоритм:

  1. Постановка проблеми;
  2. “Мозковий” штурм для складання альтернативних планів дій по вирішенню проблеми;
  3. Складання єдиного плану дій по вирішенню проблеми;
  4. Апробація плану дій”
  5. Застосування плану дій, спрямованих на вирішення проблеми;
  6. Вирішення проблеми;
  7. Аналіз результатів вирішення проблеми;
  8. Постановка наступної проблеми.

Учасникам семінару пропонується екологічна гра-розвага “Дощик” та “Річечка”. Після ігор оголошується кава-брейк на 10 хвилин. Звучить запис пісень В.С. Висоцького “Черное золото”, групи “Крематорій” “Мусорный ветер”, народної пісні “Реве та стогне Дніпр широкий”. Готується до демонстрації відеозапис “Великі проблеми малого міста”.

ІІІ етап. Інформаційно-аналітичний

На початку цього етапу демонструється відеозапис, який показує негативні приклади життя м. Дніпрорудного: відсутність освітлення вулиць міста, переповнені баки для сміття, освітлювальні прилади та ліхтарі, які горять у світлий період доби, відсутність теплоізоляції у помешканнях тощо.

Фасилітатор семінару пропонує робочим групам знайти альтернативні шляхи вирішення вказаних проблем, надаючи на це 50 хвилин. Під час роботи члени груп можуть користуватися додатковою літературою, порадами фасилітатора, картографічним матеріалом тощо.

Після закінчення часу на інформаційно-аналітичну роботу оголошується кава-брейк на 15 хвилин. Під час перерви учасникам семінару пропонується переглянути відеофільм “Краса врятує світ?”, знятий клубом “Білі Ворони”.

IV етап. Захист проектів груп. Дискусія

Кожна група пропонує свій проект вирішення проблеми.

1 група запропонувала для вирішення проблеми дефіциту енергоносіїв наступне,-

-         Вважати України головним об'єктом розгляду проблеми дефіциту енергоносіїв;

-         Відмовитися від негативістського відношення до проблеми як песимістичного (вже нічого не зробиш!), так і оптимістичного (все саме собою вирішиться, “Запад нам поможет!”);

-         Поетапно перевести домінуючі та допоміжні галузі господарства України на енергозберігаючі технології;

-         Поетапно відмовитися від використання ГЕС та ТЕС, акцентуючи увагу на продукування електроенергії на АЕС та ЕС альтернативних типів (ВЕС, Геліотермальних, Геотермальних тощо);

-         Надати в концесію високорозвиненим країнам та фірмам з високим міжнародним авторитетом територію шельфу Чорного моря для високотехнологічного освоєння і видобутку природного газу. Створити вільну економічну зону у Причорноморському економічному районі за аналогом Сходу Китайської Народної Республіки;

-         Поетапно почати вторинну переробку величезних об'ємів вугільних териконів у Донбасі;

-         Надати перевагу конструкторським розробкам енергозберігаючих технологій і забезпечити їх першочергове фінансування;

-         Орієнтувати Міністерство Освіти України на введення в курс середньої школи обов'язкового курсу “Енергозбереження”.

Після завершення доповіді 1 групи члени інших груп, експерти та фасилітатор можуть задавати питання стосовно проекту вирішення даної проблеми. Фасилітатор під час дискусії звертає увагу на правила роботи на семінарі.

2 група запропонувала для вирішення проблеми наступні заходи,-

-         Вважати низьку культуру енергоспоживання глобальною проблемою людства взагалі і України зокрема;

-         Вважати проблему підвищення рівня культури енергоспоживання першочерговим завданням державної влади, Міністерств Енергетики та Освіти;

-         Непопулярні заходи покарання об'єктів державної та приватної власності за несплату боргів за енергію вважати вимушеними, але дієвими;

-         Відключення об'єктів соціальної сфери (школи, ВУЗи, лікарні, Палаци Культури, дитсадки вважати недопустимими, оскільки вони не є прибутковими і залежать від бюджетного фінансування;

-         Необхідним заходом є зменшення цін на лічильники води, газу та електроенергії та спрощення процедури їх установки в квартирах за рахунок не громадян, а органів місцевого самоврядування, що призведе до значної економії енергоносіїв та води;

-         Засобам масової інформації розгорнути широку пропаганду енергозбереження серед усіх прошарків населення. Фінансування цієї дорогої кампанії повинні взяти на себе енергопродукуючі підприємства та відповідні Міністерства;

-         Усю пропагандистську компанію з енергозбереження та репресивні заходи щодо боржників проводити   під гаслом: ”Люди! Бережіть енергію, бо це вам вигідно!”

3 група запропонувала для вирішення проблеми негативного впливу на довколишнє середовище енергопродукуючих підприємств такі проекти,-

-         Підтримати пропозицію 1 групи щодо поетапного припинення виробництва електроенергії на ТЕС та переорієнтацію енергетики на розвиток сучасних одно реакторних АЕС підземного та напівпідземного типу;

-         Орієнтувати НДІ України на розробку високотехнологічних ВЕС з подальшим серійним їх виробництвом та розміщенням в Північному Криму, Причорноморському регіоні та в долинах річок з постійним напрямком вітрів. Звернути увагу на позитивний досвід з цього питання м. Бердянська Запорізької області, США, Нідерландів тощо;

-         Негайно почати технологічні розробки та широку пропагандистську компанію щодо розвитку біотехнологій для отримання біогазу. Звернути увагу на позитивний досвід м. Червоноград Львівської області (п. Ю. Зима), Німеччини, США, Великобританії, Росії тощо;

-         Розглянути проект поетапного спуску Каховського водосховища і рекультивації Великого Лугу. Такий проект не суперечить Державній Програмі покращення екологічного стану Дніпра, а є її логічним доповненням. Ми підготували ряд пропозицій щодо реалізації цього проекту і ведемо агітацію щодо нього у регіоні;

-         Продовжити плідну співпрацю з НПП «Великий Луг», створеного завдяки активному лобіюванню клубом «Білі Ворони»;

-         Дати широкий доступ до інформації щодо впливу ТЕС, ГЕС, АЕС на довкілля у світі рішень Орхуської Конвенції;

-         Надати широкий доступ учнівській молоді до екскурійного відвідування енергопродукуючих підприємств за рахунок цих підприємств.

4 група внесла такі пропозиції щодо вирішення проблеми низького рівня економічної та екологічної освіти населення,-

-         Вважати екологічну та економічну освіту усіх прошарків населення України першочерговим завданням усіх Міністерств та відомств України;

-         Широку освіту населення з цих питань вести під гаслом: ”Енергозбереження – шлях до майбутнього!                                      “Ні” – марнотратству! “Так” – економії енергії!”;

-         Усім органам місцевого самоврядування розгорнути роботу по створенню і підтримці неурядових громадських організацій, які спрямовують свою діяльність на екологічну та економічну освіту населення. Наше м. Дніпрорудне має гарний досвід з плідного співробітництва міськради та клубу “Білі Ворони” у вирішенні цих проблем. Міськрада, міський голова Аверін В.М. навіть знайшли можливість фінансування наших акцій екологічного руху.;

-         Усім громадським організаціям України інтегрувати свої зусилля пропаганді економічної та екологічної освіти населення в царині енергозбереження. Для цього ми, наприклад, застосовуємо інформаційну (“інформаційна хвиля”), масову (пікети, агітаційні столи, розповсюдження листівок та прокламацій) акції екологічного руху. Дієвим є одночасне, скоординоване застосування різних видів акцій багатьма НГО України.

-         Звернути увагу на гумористичну, сатиричну форму проведення акцій з застосуванням таких форм роботи, як агітбригади, виступи аматорських театральних студій тощо. Під час цих акцій гостро висміювати розкрадачів енергії, недбалих користувачів, байдужість до проблеми енергозбереження тощо;

-         Широко застосовувати конкурси малюнків, плакатів серед аматорів та художників-професіоналів. Прикладом цього є конкурс “Дніпро очима дітей”, конкурс на кращу обкладинку учнівського зошита за тематикою “Споживаємо енергію розумно”;

-         Широко розвивати участь НГО у республіканських та міжнародних конкурсах проектів з вирішення проблем енергозберігання. Такі конкурси дають змогу НГО отримати гранти на реалізацію своїх проектів. Ми маємо досвід отримання грантів на реалізацію екологічних проектів від США та Великобританії.

V етап. Підсумковий

На цьому етапі фасилітатор семінару підсумовує проекти та пропозиції усіх груп. Відбувається генералізація пропозицій і формуються головні висновки:

● Енергетична проблема є глобальною проблемою людства загалом та України, зокрема;

● Енергетична проблема породжена вичерпністю головних родовищ енергоносіїв та вкрай неефективним використанням енергії у всіх галузях господарської діяльності людини;

● Неефективне використання енергії пояснюється як низьким рівнем енергозберігаючих технологій, так і низьким рівнем культури енергоспоживання переважної більшості населення;

● Низький рівень культури енергоспоживання у значній мірі пояснюється низьким рівнем економічної та екологічної освіти населення;

● У світі є позитивні приклади вирішення цих проблем, тому використання цього досвіду є обов'язковим як для НГО, так і для державних органів влади та підприємців з обов'язковою інтеграцією зусиль усіх структур держави;

● Настав той час, коли ухиляння від вирішення проблеми енергозбереження ставить сучасну цивілізацію на край загибелі, тому зараз надзвичайно актуальними стали слова “Не питай, по кому дзвонить дзвін, він дзвонить по тобі!” Людство або інтегрує свої зусилля і переможе енергетичну кризу, або ж скотиться у прірву дикунства, дезінтеграції та загибелі.

Фасилітатор дякує усім учасникам семінару за плідну працю.

У фіналі семінару член клубу “Білі Ворони” підприємець Олександр Дерій виконує баладу В.С. Висоцького “Баллада о борьбе”.

         Ми вважаємо, що така форма роботи, як інтерактивний семінар, є не лише цікавою, але й корисною у справі екологічного, економічного та соціального виховання громадян, що є основою реалізації стратегії сталого розвитку.

Анотація на проект

Актуальність проекту пропаганди енергозбереження і економії природних ресурсів в умовах малого міста визначається проблемою різкого підняття цін на енергоносії, електроенергію, воду для населення і, на жаль, екологічною та економічною безграмотністю населення.

Зміст проекту:

  • Соцілогічне опитування «Економія води, тепла, електроенергії у м. Дніпрорудному». Це опитування проводилося у два етапи через 1,5 року;
  • Участь клубу «Білі Ворони» в реалізації проекту «Шкільний енергетичний офіс» (координатор Васильєва Т.Н.);
  • Інформаційні акції з пропаганди енергозбереження та економії природних ресурсів;
  •  Участь в конкурсі методичних  розробок з енергозбереження;
  • PR-акції проектів «Енергозбереження» та «Шкільний енергетичний офіс у м. Дніпрорудному, м. Запоріжжі, м. Харкові.
  • Інформація про проект надрукована у регіональному щотижневику «Время и мы»;
  • Радіо «Експрес» м. Дніпрорудного двічі виходило в ефір з інформацією про наші соціологічні опитування;
  • У збірці «Енергія життя» надрукований сценарій семінару «Енергозбереження» (автор Решетов С.О.);
  • Презентації наших проектів ми провели у м. Дніпрорудному, м. Запоріжжі, м. Харкові;
  • Члени клубу «Білі Ворони» отримали досвід проведення соціологічних опитувань, інтерактивних семінарів, презентацій, виставок і, головне, самі вийшли на досить високий рівень екологічної, соціальної та економічної свідомості.

Отримані результати:

PS

Шановне журі! Просимо завважити, що школа «Талант» веде викладання російською мовою, тому наші матеріали підготовлені у первісному вигляді на мові оригіналу. З повагою автори.

Гуманизация образования на примере акции

"Не убивайте братьев наших меньших!"

Решетов С.А.,

президент молодёжной общественной организации

клуба "Белые Вороны"

Решетова Анна,

член клуба, студентка ΙΙ курса                                                                   Запорожского Национального Университета,специальность"Экология"

Нищете материальной нетрудно помочь,

нищете души - невозможно

М. Монтень

         Знаменитый Николай Рерих в одном из своих верлибров сказал:

Мальчик жука умертвил,

только для знанья,

Мальчик птичку убил,

только для знанья,…

Мальчик спросил:

"Могу ли для знанья

Я убить человека?"

         Реалии нашей действительности таковы, что подобный вопрос становиться банальным. Жестокое отношение человека к живым существам стало априорным признаком современной цивилизации. К сожалению, Украина и в этом вопросе "впереди планеты всей"! Для всей Европы  стали шоком телекадры зверского убийства бродячих собак работниками службы санитарной очистки  Украины. Как не вспомнить Полиграфа Полиграфовича Шарикова! Но если с него взятки гладки, собакой был, собакой и остался, то спрос с нас должен быть очень строгим! Не менее актуальным остаётся для Украины проблема безудержной вакханалии браконьерства во все сезоны года. Безусловно, от браконьерства страдают все живые существа, но наиболее ярко страдания живых существ проявляются во время охоты.

         В связи с этим мы сочли крайне своевременным Всеукраинский конкурс "Дети против спортивной охоты", инициированный КЭКЦ в декабре 2004 года. Рамки конкурса показались нам несколько узкими, поэтому Совет Ветеранов клуба разработал план реализации акции "Не убивайте братьев наших меньших!" Значительное влияние на принятие этого решения имел тот факт, что учащиеся 11 эколого-географического класса в курсе "Экологии человека" изучают экологическую этику, экологическую эстетику и сакральную экологию.         Антитезисом акции стали слова из Книги Бытия, 9:2, где сказано: "И вас должны страшиться и бояться каждый зверь на земле и каждая птица в воздухе, и всё, что движется по земле, и все рыбы моря".

         Главным тезисом акции стала Декларация прав дикой природы, в которой приведены следующие права  животных:

- право на дикость;

- право на жизнь;

- право на свободу от человеческого вмешательства;

- право на защиту от ненужного страдания;

- право на продолжение жизни;

- право на здоровую среду обитания;

- право на счастье.

         Такая катахреза позволяет сделать выводы об уровне гуманности нашего общества в целом и граждан малого города в частности.

         Местом проведения акции был определён г. Днепрорудный Запорожской области и г. Запорожье.

         Акция была реализована в три этапа.

Ι этап. Организационный. Декабрь 2004 года.

         Члены клуба "Белые Вороны", учащиеся, преподаватели были ознакомлены с Положением о Всеукраинском конкурсе "Дети против любительской охоты". Образцы Положения мы также предоставили горисполкому, администрации художественной школы г. Днепрорудного, РЛП "Панай" (директор Солоп Ю.В.) и РайСЮТур г. Васильевки.

         На установочном семинаре 11-В и 10-В эколого-географических классов было решено акцентировать внимание на подготовке информационной акции экологического движения, поскольку максимальное информирование населения об экологических проблемах является одной из главных задач нашего клуба. Проект информационной акции "Не убивайте братьев своих меньших" был одобрен Советом Ветеранов и рекомендован для реализации. Главным исполнителем был определён 11 эколого-географический класс МСШ №3 г. Днепрорудного .

         Мы провели открытый конкурс экологических листовок среди 8-11 эколого-географических классов и составили на основе предложенных вариантов воззвание  к населению города. В типографии был сделан и оплачен  заказ на тираж 1300 экземпляров воззвания "Не убивайте братьев своих меньших!"

         Сидоренко Татьяна и Мелехина Евгения  составили текст радиообращения к гражданам города по тематике акции. Стихотворение Анзиной Ирины "Браконьер" " и воззвание "Не убивайте братьев своих меньших!" были предложены к печати редакции газеты "Рабочее слово".

         Мы подготовили и тиражировали открытое письмо граждан                              г. Днепрорудного городскому голове Аверину В.М. В этом письме мы потребовали немедленного решения проблемы стай бродячих собак и отказа от отстрела животных и использования отравленных приманок, что практикуется, к сожалению, в нашем городе. Мы предложили гуманный вариант, апробированный в цивилизованных странах, - отлов, лечение, вакцинация, содержание в приюте, раздача пожилым людям, которым четвероногие друзья скрасят старость.

         Среди учащихся 8-х классов был организован конкурс рисунков "Животные Красной книги Украины". В экологических классах был проведён конкурс на решение задач по экологической этике. Использовались задачи, предложенные Гуманитарным экологическим журналом.

         Таким образом, к началу новогодних каникул мы завершили организационный этап информационной акции "Не убивайте братьев своих меньших!"

ΙΙ этап. Реализация информационной акции "Не убивайте братьев                           своих меньших!" Январь - февраль 2005 года

         21 января  членами клуба "Белые Вороны" был начат сбор подписей граждан города под открытым письмом городскому голове Аверину В.М. Протест против убийства бродячих собак поддержали 294 гражданина                                 г. Днепрорудного. 24 января письмо и подписные листы были вручены городскому голове. Воззвание "Не убивайте братьев своих меньших!" вышло в эфир на городском радио 25, 27, 29 января .

         25, 27, 29 января проведено массовое распространение воззваний в              г. Днепрорудном. Первыми воззвание получили работники горисполкома, ГОМ, члены Союза охотников, работники банков, крупных магазинов. Параллельно производилось вручение воззваний учащимся, студентам, преподавателям школ города, ПТУ, Индустриального техникума. Пикеты членов клуба в составе учащихся 11-В и 10-В эколого-географических классов вручали воззвание на городских рынках, на центральной площади, возле горисполкома, банков и магазинов. В МСШ №3 г. Днепрорудного воззвания размещены во всех учебных кабинетах и на информационных стендах. 25 января члены клуба, студенты Запорожского Государственного Университета Решетова Анна, Литвинова Татьяна, Сердюк Юлия (специальность "Экология") вручили воззвания студентам биологического факультета.  Также нашу акцию поддержал кружок исторического моделирования  г. Запорожья (руководитель Жук Александр). 

ΙΙΙ этап. Анализ акции "Не убивайте братьев своих меньших!"    

    Январь - февраль 2005 года.

         После окончания информационной акции "Не убивайте братьев своих меньших!" мы подвели итоги и определили положительные и отрицательные аспекты проделанной работы. Важным аспектом анализа эффективности акции экологического движения есть её общественный резонанс.                            В частности, 31 января и 1 февраля мы провели социологические исследования отношения граждан города к убийству диких животных во время охоты. Респондентам был предложен вопрос: "Как вы относитесь к убийству диких животных во время охоты? Аргументируйте своё отношение". Опрос производили учащиеся 10 и 11 эколого-географических классов. Был опрошен 381 респондент.                     

Результаты статистической обработки опроса таковы:

- отрицательно относится к убийству диких животных                                          

240 респондентов  (63 %);

-  одобряют охоту, как узаконенное убийство диких животных, или сами охотятся  68 респондентов (17,8%);

- равнодушны к этой проблеме 64 респондента (16,8%);

- альтернативные ответы дали 9 респондентов (2,4%);

         Интересны варианты альтернативных ответов:

- отстрел больных животных оправдан;

- охота – соревнование человека и животного на равных;- допустим отстрел многочисленных видов животных;

- охота допустима в специальных зонах как способ реализации врождённой агрессии человека;

- охота допустима на опасных животных при условии, что охотник вооружён лишь холодным оружием.

         Это практически повторяет постулаты экологической этики по отношению к диким животным, но, естественно, требует практического подтверждения.

         В целом, на заседании клуба результаты информационной акции были признаны удовлетворительными. Особо отмечена ценность предварительного ознакомления участников акции с Декларацией Прав диких животных на уроках экологии. Отмечена высокая активность и результативность работы учащихся 11 эколого-географического класса, оперативность в сборе подписей, опросе респондентов, распространении воззваний, обработке анкет. На заседании ветеран клуба Александр Дерий исполнил для членов клуба балладу В.С.Высоцкого "Охота на волков" и песню "Козёл отпущения". К сожалению, эти песни очень созвучны реалиям работы нашего клуба по экологическому образованию населения. На словах многие обыватели – ярые любители природы, на деле – элементарно экологически неграмотны и агрессивны. Но всё же, один из главных аргументов в пользу гуманного отношения к бродячим животным – за 2005 год в г. Днепрорудном по данным милиции не было зарегистрировано ни одного случая укуса бродячими собаками граждан города. За лето – осень этого года в нашем городе служба санитарной очистки собак не убивала. Приятным нюансом акции оказалось награждение Анзиной Ирины и клуба "Белые Вороны" координатором конкурса Киевским Эколого-Культурным Центром грамотами и ценными подарками.

          Мы считаем, что подобная трактовка и содержание акций экологического движения позволяют на практике реализовать креативный подход к изучению экологии учащимися, в частности,  и один из постулатов Стратегии устойчивого развития – гуманизацию образования, в целом. Мы надеемся, что призыв к душе человека, к его совести, к состраданию, милости к малым мира сего поможет Украине вернуться к славянским принципам природопользования и на равных войти в семью цивилизованных народов Европы

Литература

  1. Біблія. Об’єднання біблійних товариств. – United Bible Societies, 1980.
  2. Борейко В.Е. Постижение экологической теологии. КЭКЦ. – К.: 2000.
  3. Борейко В.Е. Философы дикой природы и природоохраны. КЭКЦ. – К.: 2004.
  4. Гуманитарный экологический журнал. Выпуск 3 (18). Том 7. Спецвыпуск. КЭКЦ. – К., 2005.
  5. Декларации прав природы. КЭКЦ. – К.: 2001.

"Персия – Иран. От Зороастра до Мухаммеда»"

Место проведения: кабинет  №46 Днепрорудненской специализированной              І-ІІІ ступеней школы "Талант".

Ведущий: Решетов С.А., президент клуба «Белые Вороны».

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,

Наглядность: фонограмма гимна Ирана, видео «Символы Ирана», видео  и фонограмма «Музыка Ирана», портрет Заратустры, Рустама, Омара Хайяма Фирдоуси, Руми..

Дополнительная наглядность: визитная карточка Ирана, фотоальбом «Искусство Ирана», фотовыставка «Большой Кавказ под крылом Белых Ворон».

Участники заседания: ветераны и члены клуба «Белые Вороны», учащиеся             6-11-х классов, учителя, родители, журналисты.

Ход заседания

  1. Участники заседания приглашаются в выставочный зал для просмотра фотовыставки «Большой Кавказ под крылом Белых Ворон».
  2. При входе в кабинет участников заседания угощают в шайхане  лепёшками нон, чаем, восточными сладостями, поклоном и приветствием «Салам, хош амадИд!» (Здравствуйте, добро пожаловать!), «Салам алейкум!». По восточному этикету, здороваться нужно, даже если видел человека полчаса назад. Хороший тон – несколько раз спросить «как ваши дела», это любимая иранская фраза. С особами своего пола здороваются за руку, часто обнимаются и целуются. С особами другого пола этого делать не надо!
  3. Участники заседания получают визитные карточки Ирана, а также тексты гимна Ирана на арабском и русском языках.
  4. Ведущий: Ассалом-Алейкум, болалар! Здравствуйте, ребята! Да продлит Аллах вашу жизнь! Я не случайно начал сегодняшний вечер восточным приветствием, потому что наш рассказ будет посвящен Востоку, восточным странам, городам, восточной поэзии. И перенесемся мы с вами в далекий и загадочный Иран. Эту страну часто называют Персией, особенно когда речь заходит о восточной поэзии.
  5. Фонограмма гимна Ирана.
  6. Почему Персия сменила название на Иран?

Чтобы название страны отвечало самоназванию большинства ее народов. Жители этой страны испокон веков называют ее Ираном («страной ариев»). Персией ее назвали древние греки, а за ними и другие европейские народы, перенеся на страну название исторической области Фарс (Парсуаш) на берегу Персидского залива. Именно здесь проживали народности, в середине VI века до н. э., образовавшие империю Ахеменидов, которую (как и более позднее государство Сасанидов) традиционно называют Персией. Это название оставалось в мире общеупотребимым до 1935 года, пока Реза-шах Пехлеви не потребовал от всех остальных государств называть его страну Ираном. По некоторым сведениям, эта инициатива исходила от иранского посла в Германии, подпавшего под влияние нацистов. Немцы убедили его, что название Иран будет подчеркивать арийское происхождение его жителей. Между тем, несколько лет спустя в самом Иране некоторые ученые стали возражать против этого решения, считая, что оно лишает страну связи с ее славным прошлым. В итоге в 1959 году новый шах Мохаммед Реза Пехлеви заявил, что в международной практике два названия могут использоваться параллельно.

  1. Исторически сложилось так, что первой религии Персии стал зороастризм, иначе маздеи́зм — религия, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура Мазды. Зороастризм является одной из древнейших пророческих религий, возможно первой из них. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия до н. э. до 6 века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1768 году до н. э. «Первая вера» — традиционный эпитет Мазда Ясны. Главным же постулатом зороастризма есть «Хорошие мысли, хорошие слова, хорошие дела». Все представители зороастрийского пантеона именуются словом язата (букв. «достойный почитания»). К ним относятся:
    1. Ахура Мазда (букв. «владыка мудрости») — Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность;
    2. Амэша Спэнта (букв. «бессмертный святой») — семь первых творений, созданных Ахура Маздой. По другой версии Амеша Спента — ипостаси Ахура Мазды;
    3. Язаты (в узком смысле) — духовные творения Ахура Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям и качествам в земном мире. Наиболее почитаемые язаты: Сраоша, Митра, Рашну, Веретрагна;
    4. Фраваши праведных — духи праведных личностей, в том числе и пророка Заратустры.
  2. Видео «Молитва зороастриста».
  3. Видео «Зороастрийская архитектура».
  4. Так было до начала VII века, когда на историческую арену вышли воинственные арабы. В VII веке арабский халифат превратился в могущественную державу, включившую в свою огромную территорию и Иран, и Среднюю Азию. Арабы принесли с собой новую религию – ИСЛАМ.
  5. Исла́ммонотеистическаямировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатскойтерминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедяхпророкаМухаммеда в VII веке. С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз, с точки зрения верующих мусульман, для возвращения к истинной вере (имеется в виду — исламу) Аллах отправлял к разным народам своих пророков-посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним пророком-посланником в среде пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммед, принесший человечеству веру в первозданном с позиции верующих мусульман виде.
  6. Столпы ислама. Столпы ислама сводятся к следующим пяти постулатам:

Силам добра противостоят силы зла:

Силы добра

Силы зла

Спента-Манью (святость, творческое начало).

Анхра-Майнью (скверна, разрушительное начало).

Аша Вахишта (справедливость, истина).

Друдж (ложь).

Воху Мана (ум, благомыслие, понимание).

Акем Мана (злой умысел, путаница).

Хшатра Ваирья (могущество, решительность, власть).

Душ-Хшатра (трусость, подлость).

Спента Армаити (любовь, вера, милосердие, самопожертвование).

Тарамаити (ложная гордость, спесь).

Хаурватат (здоровье, целостность, совершенство).

Аветат (ничтожество, деградация, болезнь).

Амеретат (счастье, бессмертие).

Меретин (смерть).

  • Шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама: «ашхаду ал-ля иляха илля л-Лаху уа ашхаду анна Мухаммадан расулю л-Лах» («Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Аллаха»). В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого и единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммеда достаточно для принятия ислама.
  • Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных мазхабах эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).
  • Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
  • Саум — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
  • Хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его. Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.
  1.  Изречения Мухаммада
  • «Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда - это спокойствие, а ложь — сомнение»
  • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха»
    • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно»
    • «Религия — легкость»
    • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами»
    • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость — погибнут»   
    • «Рай находится в тени (ваших) мечей»   
    •  «Совершенство веры мусульманина проявляется в том, что он оставляет и отказывается от пустого и бессмысленного» 
    • «Человек с тем, кого он полюбил»
    • «Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей и между его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай» 
    • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы»
    • «Иудеи — люди Писания (народ Книги)»  
  1. Видео «Иранская мусульманская архитектура».
  2.  Ислам на удивление гармонично уживается в Иране с зороастризмрм. Две религии достаточно мирно сосуществуют, при этом ислам, как и другие религии, заимствовал из зороастризма многие аспекты  веры. Так, к примеру, зороастристы и мусульмане во время молитвы поднимают сначала один палец (Бог один!), а потом два пальца (Мы с Богом вместе!). И зороастристы, и мусульмане пять раз в день совершают ритуальное омовение намаз. В обеих религиях существует постулат, требующий от верующего чистоты физической и духовной. Индуисты позаимствовали у зороастризмов ритуал пуджа, т.е. поклонение огню во время чтения молитв и ношение брахманами ритуального шнура.
  3. Представим себе доисторический Иран и его жителей. Они поклоняются солнцу и огню, оберегают природу. Ими руководит священная боязнь загрязнить воду, землю. Все в природе священно. Поклоняясь Творцу, они обращали взор в сторону восходящего солнца. Новорожденных святили в огненной купели солнечных лучей, и родители верили, что Солнце теперь неотступно будет сопутствовать их ребенку во всех его деяниях и поступках. Иран был богатой и сильной страной. Он не раз вступал в единоборство с Римом. Когда в седьмом веке нашей эры Иран был включён в состав арабского халифата, возникла особая арабо-иранская культура. Каждый народ вносил что-то свое в новую арабоязычную культуру. Сами завоеватели как-то стушевались перед местными культурными богатствами подчиненных ими народов. Сейчас трудно полностью разграничить арабскую и иранскую культуры, определить, что принадлежит одним, что другим.  Парадоксально, завоеватели – арабы, с их строгой воинской дисциплиной, строгой дисциплиной быта создали искусство нежное, воздушное, прозрачное и легкое, искусство капризной фантазии художника, претендующей только на изящество, только на изысканность.Будто воины, вернувшись из дальних, трудных, кровавых походов, желали только одного – забыть о них, возлечь на мягкие диваны, на роскошные ковры, отдаться сладкой лени под нежные звуки музыкальных инструментов, пения и вдыхать обольстительный, пьянящий аромат лести поэтов, зовущих к наслаждению и любви.
    1. Видео «Архитектура и искусство Ирана».
    2. Выступление Людмилы Григорьевны Горевой, жительницы                                    г. Энергодара, с рассказом о Средней Азии и  мастерах золотого шитья.
    3. Музыка Ирана 1.
    4. О языке фарси поэт сказал, что этот язык звонок как медь и сладок как мёд.  Именно на фарси писали поэты персидской империи, независимо от происхождения. И каждый из них привносил свою лепту в создание сказочно прекрасной и выразительной поэзии, которой мы восторгаемся по сей день. Начнём мы рассказ о великих поэтах Персии с имени ФИРДОУСИ. Есть городок в современном Афганистане недалеко от Кабула. Называется он Газна. Когда-то он был столицей могущественного государства Средней Азии. Правили им Газневиды, наиболее известным из этой династии был Махмуд (998-1030), султан воинственный и жестокий. В те же годы жил и творил знаменитый Фирдоуси ("райский сад”). Точных дат рождения и смерти поэта наука не знает – где-то в середине X века родился, умер в первые три десятилетия XI в. Несколько десятилетий создавал Фирдоуси величественный памятник персидской культуры – "Шах-наме” ("Книгу царей”). Наиболее ценной по сюжету является героическая часть, называемая иногда "Рустамиада”. За национальное освобождение борется любимый народом Ирана богатырь Рустам. У Рустама с детства обнаруживается сказочная сила: булавой он убивает белого слона; выбирает себе сказочного коня Рахша, который одним ударом копыт уничтожает кровожадного льва. Когда иранцы обращаются к своему заступнику и спасителю за помощью, Рустам не заставляет себя долго упрашивать:
      1. Афоризмы Фирдоуси
      2. Музыка Ирана 2.
      3. ОМАР ХАЙЯМ.
      4. Миллер Л.С., Решетова Н.В., Мищенко И.В., учащиеся читают Омара Хайяма наизусть.
      5. Удивителен взгляд его на человека. Поэт смотрел на него как бы с космических высот и восхищался им и славил его. Человек – царь природы, царь Вселенной, самое прекрасное и бесценное его создание.
      6. Музыка Ирана 3.
      7. Джалаладдин Руми — величайший поэт-суфий, живший в ХIII веке на территории Малой Азии. Благодарные современники называли его Мевляна («Наш господин»), считая Руми своим духовным наставником. Cегодня, как и 700 лет назад, поэзия Руми жива и актуальна. Люди вновь и вновь обращаются к его произведениям, ища у «проводника в страну Истины» ответы на вечные вопросы. Мавлана́ Джалал ад-Ди́н Мухамма́д Руми́ (перс. محمد ابن محمد ابن حسین حسینی خطیبی بکری بلخی‎, осман. مولانا جلال الدین محمد رومی, тур. Mevlânâ Celâleddin Mehmed Rumi), известный обычно как Руми или Мевляна родился в Балхе (ныне на территории Афганистана) 30 сентября 1207 года. Из-за нашествия Чингисхана его отец, выдающийся ученый-богослов, эмигрировал с семьей в Малую Азию, в Конийский султанат Сельджукидов (в 1220 г.). Здесь поэт получил духовное образование и, подобно отцу, был руководителем медресе и проповедником. Увлечение суфийским учением изменило течение и характер его жизни и деятельности: он стал суфийским шейхом. Однако мировую славу принесли ему не поучения, а стихи. Наиболее значительные: продиктованная Руми своим ученикам шестичастная поэма «Маснави» («Двустишия») — собрание притч, часто фольклорного происхождения, сопровождаемые стихотворными же философско-дидактическими выводами. Эта книга получила всеобщее признание на мусульманском Востоке и часто называется «иранским Кораном». В художественном отношении это блестящая энциклопедия иранского фольклора средних веков. Сила поэта состоит в том, что в антиортодоксальной мистической форме проявляется его горячая любовь к людям, с их действительными страданиями, страстями и радостями. Сам Руми называл свою концепцию «поклонением Сердцу». В расцвете славы Руми избрал своим наставником безвестного дервиша Шамса из Тебриза. Ученики поэта, приревновавшие к Джалаладдину Руми дервиша, тайно убили его. В скорби по «закатившемуся солнцу» («Шамс» означает «солнце») Руми сложил вдохновенные, пронизанные пантеистическим духом газели, восприняв их как вложенные в его уста Шамсом, достигшим бессмертия, слившись с Богом. Тем самым Руми действительно увековечил дервиша, «подписав» газели его именем (то есть включив имя Шамс в заключительный бейт) в сымпровизированном Руми огромном «Диване Шамса Тебризского» (другое название — «Дивани кабир»—«Великий диван»). Поэт скончался 17 декабря 1272 года в Конье, и был там же похоронен, провожаемый в последний путь многими людьми всех вероисповеданий — мусульманами, христианами, иудеями, индуистами, буддистами и др.,— выразившими почтение к человеку, воспевавшему «религию сердца».— единодушие всех людей разных племен и вероисповеданий.
      8.  Гости читают притчи Руми.
      9.  Миллер Л. С. читает Руми, «Посещение глухим больного соседа»
        1. Музыка Ирана 4.
        2. До свидания! «ХодафЕз»,  Счастливого пути! – «СафАр бахАйр!»

Сказал он в ответ: "Я и вся моя рать
Готовы врагов истреблять, сокращать.
Лишь весть получу о Кавусе* – в войну
Вступлю, от туранцев очищу страну”

(Кавус- иранский царь, захваченный туранцами в плен).

На своем гороподобном коне Рустам спешит на помощь, а по дороге совершает 7 подвигов: его конь Рахш убивает льва, богатырь находит волшебный источник, убивает дракона Аждаха и ведьму – колдунью, пленит разбойника Улада (знавшего путь к плененному Кавусу), уничтожает мазандеранского шаха Архан-дэва (превращая его в камень), освобождает Кавуса и возвращает ему зрение с помощью печени дэва.

Преисполнен глубокого трагизма эпизод трехкратного поединка Рустама с сыном Сухрабом. Зачатие и рождение прекрасного Сухраба необыкновенно. Великий богатырь Рустам заночевал у Шаха Самангала. Ночью прокралась к нему в спальню дочь шаха и обратилась к нему со смелой в девических устах речью:

Прошу я – дай мне сына
Такого же, как сам ты, исполина.

Еще никто не видел ее лица, кроме слуг и отца. Была она безгрешна телом и мудра душой, а прелестям ее не было числа. Фирдоуси – поэт Востока – ценитель женской красоты, не скупился на краски. Он называл ее луной, солнцем дня, неземной пери. Брови ее – два согнутых лука, косы два аркана, губы – что цвет рубина, а зубы – подобны жемчугу. Ее щеки пылали, как розы, блистали ушные мочки, а в них драгоценные серьги сверкали в свете лунном, и не было в мире стройнее стана. Это была звезда любви.Рустам подивился: "Кто ты? Как зовут тебя? Зачем здесь?” и девушка призналась ему, что давно уже прослышала о нем. Молва идет, что перед его могучей рукой трепещут львы и тигры, и морские киты, что само небо стонет под его мечом; когда он разит противника в бою, то "рыдая, плачут кровью облака”. От такого человека хотела она иметь сына, потому и пришла. И Рустам полюбил ее, став ее мужем "по вере, по обычаям старинным”, и спросив ее руки у шаха Самангала, счастливого от такого славного союза.Так состоялось зачатие Сухраба. Рустам же не может долго нежиться семейным уютом, его мир – степное раздолье, страсти борьбы и битв. Покинул он царские покои, оставив только молодой жене свой талисман, чтобы передала сыну, когда он родится.

Во время поединка Рустам только тогда узнал, что сражался с родным сыном, когда ничего уже нельзя было изменить: отец в 3 поединке побеждает сына, коварно убив его кинжалом. Рустам нёс мёртвое тело сына навстречу Тахмине, а там, где капали капли крови, расцвели тюльпаны. К сведению, именно Персия и подарила миру этот прекрасный цветок.

Эпопея "Шахнаме” вошла в сокровищницу мировой литературы, и бессмертные строки Фирдоуси звучат ныне на языках многих народов.

Вся земля наполнится молвою обо мне,

я не умру, я жив, я посеял семена слов.

Меня секут, а я свое опять:

"Храните честь!". А если негде взять?

"Прекрасное любите!" - заклинаю.

Но разве это можно приказать?

Коль кипарис поднимет к небу стан,

То на кустарник не глядит фазан.

Веления светил для нас темны...

Зачем же долгой жизни ты желаешь,

Коль тайну мира так и не узнаешь?

В доли сей овца не лучше волка, -

Равно от них нет никакого толка.

Таков закон дворца, где правит зло:

То ты в седле, то - на тебе седло

О мир, как дивно круг ты совершаешь –

ломаешь то, а это исправляешь.

Ценней разумно сказанное слово.

Ученый, астроном, математик, автор книги "Алгебра”, которую в XIX веке перевели и издали во Франции, он был одновременно и лирическим поэтом.

Если перелистать сейчас собрание лирических стихов Хайяма, а писал он рубаи (лирические четверостишия), то без труда отметить можно, что поэт обладал поистине бунтарским характером:

Если бы у меня была власть, как у Бога,
Я сокрушил бы этот небосвод.
И заново создал бы другое небо,
Чтобы благородный легко достигал желаний сердца.

Сомненья нет, что цель творенья – мы,
Что разума источник зренья – мы.
И если мирозданье наше – перстень,
То лучшее в нем украшение – мы.

Бунтарски выглядит в поэзии Хайяма и его вызывающее подчеркнутое прославление вина. Вино запрещено Кораном, и тем не менее чуть ли не каждое четверостишие поэта посвящено вину и сладости опьянения.

Мы пьем не потому, что тянемся к веселью,
И не разнузданность себе мы ставим целью.
Мы от самих себя хотим на миг уйти -
И только потому к хмельному склонны зелью.

Радость, любовь, безудержное ликование жизнью - вот основной мотив поэтического творчества Хайяма:

Волшебства о любви болтовня лишена,
Как остывшие угли – огня лишена,
А любовь настоящая жарко пылает,
Сна и отдыха, ночи и дня лишена.

«Зазнался ты! – глухому говорят. —
Сосед твой болен много дней подряд!»

Глухой подумал: «Глух я! Как пойму
Болящего? Что я скажу ему?

Нет выхода… Не знаю, как и быть,
Но я его обязан навестить.

Пусть я глухой, но сведущ и неглуп;
Его пойму я по движенью губ».

«Как здравие?» – спрошу его сперва.
«Мне лучше!» – воспоследуют слова.

«И слава богу! – я скажу в ответ. –
Что ел ты?» Молвит: «Кашу иль шербет».

Скажу: «Ешь пищу эту! Польза в ней!
А кто к тебе приходит из врачей?»

Тут он врача мне имя назовет.
Скажу: «Благословляй его приход!

Как за тебя я радуюсь, мой друг!
Сей лекарь уврачует твой недуг».

Так подготовив дома разговор,
Глухой пришел к болящему во двор.

С улыбкой он шагнул к нему в жилье,
Спросил: «Ну, друг, как здравие твое?»

«Я умираю…» – простонал больной.
«И слава богу!» – отвечал глухой.

Похолодел больной от этих слов,
Сказал: «Он – худший из моих врагов!»

Глухой движенье губ его следил,
По-своему все понял и спросил:

«Что кушал ты?» Больной ответил: «Яд!»
«Полезно это! Ешь побольше, брат!

Ну, расскажи мне о твоих врачах».
«Уйди, мучитель, – Азраил в дверях!»

Глухой воскликнул: «Радуйся, мой друг!
Сей лекарь уврачует твой недуг!»

Ушел глухой и весело сказал:
«Его я добрым словом поддержал,

От умиленья плакал человек:
Он будет благодарен мне весь век».

Больной сказал: «Он мой смертельный враг,
В его душе бездонный адский мрак!»

Вот как обрел душевный мир глухой,
Уверенный, что долг исполнил свой.

Исламская Республика Иран

перс. جمهوری اسلامی ایران

        Флаг Ирана                                                                                      Герб Иран

                              

                                      Рахбар Аятолла Сейед Али Хаменеи

 Координаты: 32°29′46″ с. ш. 54°17′42″ в. д. (G) (O)

 Девиз: «Независимость, Свобода, Исламская республика»

 «اﺳﺘﻘﻼﻝ، ﺁﺯﺍﺩﻯ، جمهوری اسلامی»  «Эстекля́ль, азади́, джомхури́йе эслами́»

 Гимн: «سرود ملی اﻳﺭﺍﻥ»  «Сору́де мелли́йе Ира́н»

  Основано:         1 апреля 1979   (Исламская революция)

  Официальный язык:  Персидский

  Столица:  Тегеран

  Крупнейшие города: Мешхед, Кередж, Тебриз, Шираз, Исфахан, Ахваз

   Форма правления:    Исламская республика

   Высший руководитель: Али Хаменеи;  Президент:        Махмуд Ахмадинежад

   Государственная религия: Ислам (шиитского толка)

   Территория:  17-я в мире, 1 648 000 км²

   Население:  17-е  в мире, 80 208 000 чел.

   Плотность:       42 чел./км²

   ВВП:  17-й  в мире, 859,7 млрд $;  ВВП на душу населения: 11600 $

   Этнохороним: иранец, иранка, иранцы

   Валюта:  Иранский риал

Гимн Ирана

Запись арабским письмом

سر زد از افق، مهر خاوران

فروغ دیده ی حق باوران

بهمن، فرّ ایمان ماست

پیامت ای امام، استقلال، آزادی نقش جان ماست

شهیدان، پیچیده در گوش زمان فریادتان

پاینده مانی و جاودان

جمهوری اسلامی ایران

Русский перевод

Вверх над горизонтом взошло Солнце с Востока,

Свет в глазах Верующих в истину.

Месяц Бахман — сияние нашей Веры.

Твоё послание, о Имам, о Независимости и Свободе

отпечатано в наших душах.

О Мученики! Ваше громкое эхо в ушах Времени:

Будь стойкой и вечной,

Исламская республика Иран!

Страница 3 из 6

Последние фото клуба