Молодежная общественная организация клуб “Белые Вороны”

Время: 10:49

Причины и следствия антисемитизма в период национально-освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Зиновия Хмельницкого

Макарьян Владислав,

член клуба «Белые Вороны»,

ученик 11 класса школы «Талант»

г. Днепрорудного Запорожской области

Миллер Л.С.,

член Совета ветеранов  клуба «Белые Вороны», журналист.

    Всегда еврей гоним или опален

     И с гибелью повит тугим узлом,

     Поэтому бесспорно уникален

     Их опыт обращения со злом.

Игорь Губерман

Светлой памяти Владимира Давидовича Миллера посвящается

Антисемитизм, по определению Большой Советской энциклопедии,  – одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Зародившись в Древнем Египте на почте религиозной нетерпимости язычников-египтян к монотеистам-иудеям, он в ходе истории принимал различные формы. Самой невинной из них можно считать психологическое и религиозное предубеждение, так называемый бытовой антисемитизм. Когда же антисемитизм становился одной из составляющих политики государства, то принимал самые разные формы, -  от сегрегации, практикуемой в Российской империи,  до полного  физического истребления, практикуемой в гитлеровской Германии и оккупированных фашистами странах.

В разные эпохи правящие классы использовали антисемитизм для разжигания межнациональной розни в различных целях. Это могли быть как чисто экономические цели, -  отнять материальные ценности у евреев, всегда успешно занимавшиеся ростовщичеством, финансами и торговлей, как это произошло в средневековой Испании, так и чисто политические цели, – отвлечь внимание народа от неудач во внутренней и внешней политике. Так  произошло в гитлеровской Германии в "хрустальную ночь", такие же причины имели еврейские  погромы  в России 1881 года, связанные с убийством Александра ІІ, а также в период русско-японской и первой мировой войны.  Но чаще всего цели правящей верхушки были смешанными, – политико-экономическими. Результат же был всегда один,  – расправа над еврейским населением страны, вплоть до интернирования или физического уничтожения людей.

Национально-освободительная война украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого обернулась очередной и, пожалуй, одной из самых страшных трагедий для евреев Украины. Они оказались, как пишет Орест Субтельный, «самыми многочисленными и беззащитными представителями ненавистного режима, они-то и понесли самые тяжелые потери». Причины такого дикого всплеска антисемитизма хорошо изложены в фундаментальном труде английского историка и политолога Пола Джонсона «История евреев». Он считает главной из них сложившуюся арендную систему, при которой евреи Речи Посполитой процветали. Польские паны, которые вели расточительный образ жизни вдали от своих поместий, постоянно требовали со своих арендаторов-евреев увеличения арендной платы. Те же, в свою очередь, оказывали давление на крестьян. Некоторые руководители общин предостерегали своих соплеменников об опасности. Так, в 1602 году собрание раввинов на Волыни призывало евреев-арендаторов освобождать крестьян от работы по субботам и еврейским праздникам. Однако, многие евреи, будучи суб- и субсубарендаторами были вынуждены тянуть из крестьян последние соки, чтобы самим расплатиться. При этом арендой занималась лишь часть евреев, хотя народный гнев обращался против всех евреев. Поскольку у крестьян, как пишет Пол Джонсон, было больше точек соприкосновения с евреями, нежели с их главными врагами поляками-католиками, то и главный удар в период национально-освободительной войны украинского народа пришелся именно на многострадальный еврейский народ. Согласно еврейским хроникам, в период Хмельниччины было убито 100 тысяч евреев, при этом было полностью уничтожено 300 еврейских общин.

Вот отрывки из молитвы «Этих вспоминаю», написанной раввином Йомтовом Липманом Геллером, современником событий:

"Этих вспоминаю горючими слезами. Крик горький, большой.

В моем воспоминании не было таких ужасных лет,

Как эти два года с того дня, как мы ушли в изгнание.

…Рана на ране, страх снаружи и внутри.

Плачут небеса на эту усталость темную, темень и хаос".

Национально-освободительная война украинского народа под руководством Хмельницкого – это ярчайший пример, демонстрирующий, как польская  шляхта отвела от себя часть народного гнева, обратив его на народ, оказавшийся воистину меж двух огней. В критические моменты поляки всегда бросали своих союзников-евреев во имя собственного спасения. Так, в Тульчине поляки выдали евреев казакам в обмен на собственную жизнь; в Тернополе поляки вообще отказались впустить евреев в крепость; в Немирове казаки уничтожили  около 6000 евреев, утопив сотни мужчин, женщин, детей и вырезав евреев прямо в синагоге священными ножами после страшных пыток, после чего сожгли синагогу, порвали священные книги, используя кожаные переплёты для изготовления обуви. В одном Могилёве 700 евреев были изрублены, закопаны в землю живьём, при этом мужчин заставляли самих копать могилы для детей и женщин, а после этого евреев заставили убивать один другого, дав им мушкеты.  20 сивана  (2 июня 2010 года), евреи считают Днём поминовения жертв Хмельниччины).

Эта трагедия научила евреев не доверять относительному благополучию, которое может в любую минуту рухнуть. Еще один вывод, который должны были бы сделать представители гонимого народа, как считает исследователь Соломон Крапиевский:  "Они должны понимать и помнить, как много зависит от того сигнала, который они своим поведением подают окружающей их иноэтнической среде».

Пережив холокосты евреев в 17-м, 18-м  и  20-м веках, человечество не смогло избавиться ни от антисемитизма, ни – даже! – от фашизма в веке 21-м. Среди молодежи России, а в последнее время и Украины, возникают фашистские организации. Мы наблюдаем фетишизацию фашистской символики. В прессу крайне редко просачиваются  сведения о вандализме на еврейских и мусульманских кладбищах, избиении лиц «не титульной» национальности. Подавляющее большинство политиков и подконтрольных им СМИ тщательно избегают говорить о фактах ксенофобии, вандализма, антисемитизма в реалиях  украинской действительности. Поэтому именно сейчас особенно актуальным является воспитание межнациональной толерантности, уважения к культуре, истории, традициям всех  народов, составляющих население нашей страны.

Уважение и терпимость всегда начинаются со Знания. Молодежная общественная организация клуб «Белые Вороны» 16 лет практикует проведение страноведческих вечеров, на которых эти знания учащиеся получают, слушая рассказы людей, побывавших за рубежом, участвуя в брейн-рингах, знакомясь с литературой, видео-, аудио-материалами о соответствующей стране, ее культуре и истории. С большим интересом прошла встреча школьников  с ветераном клуба «Белые Вороны», офицером спецназа армии Израиля ЦАХАЛ Алексеем Чаером.

По инициативе президента клуба Решетова С.А.  «Белые Вороны» провели заседание «Израиль. Восхождение к храму». Заседание прошло в двух школах: Днепрорудненской школе «Талант» и УВК №1 г. Энергодара. Во время традиционного брейн-ринга учащиеся обеих школ показали хорошие знания истории, географии и культуры евреев. Участники заседания получили глоссарий иврита, календаря Израиля, хронологию становления этого государства. Президент клуба приветствовал всех гостей традиционными пожеланиями: «Мазл тов!», «Шаббат шалом!» (Доброго счастья! Мирной субботы!). Мы  посмотрели видеофильм о еврейской свадьбе, слайдофильм об Израиле, встретились с людьми, посещавшими эту интереснейшую страну, попробовали традиционные еврейские кушанья: новогоднюю халу с медом и пасхальную мацу. Весь вечер звучали зажигательные, весёлые и печальные еврейские мелодии  хора Турецкого. Член клуба «Белые Вороны», городской голова Днепрорудного Матвеев Евгений Сергеевич сказал замечательные слова: "Если бы мы, украинцы, так любили свою великую Украину, как евреи любят свой миниатюрный Израиль, мы были бы воистину великим народом". Наши заседания высоко оценила еврейская община г. Запорожья. В статье «Белые Вороны» журналист газеты «Голос хэсэда» подчеркнул, что хотя мы не евреи, но удивительно тонко почувствовали  глубину и специфику еврейской ментальности.

В 2007-2010 годах клуб "Белые Вороны" реализовал проект "Узловые точки истории". Заседание №69 "Запорожские казаки – рыцари воли или разбойники?", экскурсии по святилищам и Новой Сечи о. Хортица, фотовыставка "Тарас Бульба", три интерактивных семинара по историческому краеведению с участием Степногорской казачьей Республики и клуба "Белые Вороны"  позволили  нам сформулировать главную идею, чётко выраженную Михаилом Веллером. Он пишет: «Ты можешь хоть треснуть, но другие воспринимают тебя причастным ко всем делам твоего народа. Если ты элементарно честен и не полный идиот, – ты и сам себя таковым будешь воспринимать». Мы должны научиться знать, понимать, видеть свою историю и историю других народов целиком, без купюр. Мы, конечно же,  можем попытаться сделать вид, что неприглядных страниц в нашей истории не было, но от этого они не перестанут существовать.

Гениальный философ Николай Бердяев в своей работе «Христианство и антисемитизм. Религиозная судьба еврейства» писал: «вопрос о том, хорош ли я, много важнее вопроса о том, хорош ли мой сосед, которого я имею склонность в чем-то обвинять. Ненависть к целому народу есть грех, есть человекоубийство, и ненавидящий должен нести ответственность». Задумаемся над словами мудрого…

Литература

  1. Орест Субтельный. Украина. История. К., «Либідь», 1994
  2. М.С. Грушевский. Очерк истории украинского народа. К., «Либідь», 1990
  3. Пол Джонсон. История евреев. М., «Вече», 2003
  4. БСЭ, М., «Советская энциклопедия», 1970, том 2.

Нестор Иванович Махно. Исторический портрет,

правда и фальсификации

Секция: Историческое краеведение

ПостоялкоДенис,

член клуба «Белые Вороны»,

ученик 11 класса школы «Талант»

г. Днепрорудного Запорожской области.

Решетов Сергей Александрович,

президент молодёжной общественной организации клуба "Белые Вороны",

моб.т. 0984938992

Махно – самородок!

 Когда в стране порядок,

такие люди идут в Москву, в Ломоносовы.

Когда в стране бардак, они идут в анархисты.

Яков Слащёв, генерал-лейтенант армии Деникина и Врангеля.

Всем известный априорный факт: наши школьные учебники истории крайне однобоки, сухи и  необъективны. Если советские историки воспевали героизм Красной Армии и поливали исключительно черной краской всех ее врагов, то наши украинские историки склонны не замечать жестокости и махрового национализма борцов за независимость Украины, идеализируя гетманцев Скоропадского, петлюровцев, бандеровцев Украинской повстанческой Армии.

Клуб «Белые Вороны» работает в Запорожской области, которая в годы гражданской войны стала ареной ожесточённого, кровавого противостояния коммунистического режима, Белой Армии, иностранных интервентов, разномастных повстанческих армий и Гуляйпольской республики анархистов во главе с Нестором Ивановичем Махно. Советская историография представляла Нестора Махно исключительно как жестокого мракобеса, анархиста, кровавого маньяка, спонтанно и немотивированно отдававшего приказы своей банде, махрового антисемита и противника всякой системы и порядка. И в русской, и в заграничной прессе неоднократно сообщалось о махновщине как о локальном националистическом партизанском движении, чуждом идеалов международной братской солидарности как трудящихся, так  и анархистов. Советская идеологическая парадигма навязывала читателю и зрителю крайне одиозный образ тупого патлатого уродливого карлика, психопата, алкоголика, антисемита и кровавого маньяка. Вспомните книги «Красные дьяволята», «Хождение по мукам» и  художественные фильмы, снятые по мотивам этих книг, в которых Махно в окружении бандитов хлестал самогон кружками и в минуты алкогольной абстиненции люто рубил саблей коммунистов и евреев.

В то же время современный школьник и гражданин суверенной Украины хочет разобраться в истории своего народа и имеет право на непредвзятую и полную информацию.Вот почему общественная молодежная организация клуб «Белые Вороны» г. Днепрорудного посвятила свои последние заседания обсуждению самых спорных и трагических моментов отечественной истории. Заседание клуба №70 было посвящено неоднозначной и противоречивой личности Нестора Ивановича Махно, которая нуждается в объективном, всестороннем и непредвзятом анализе. Такой анализ поможет понять логику действий «батьки», вождя Гуляйпольской республики, восстановить в отношении его историческую справедливость, а также воспитать в молодежи чувство толерантности, умение оценивать исторические персоналии во всём их многообразии.

Во время заседания Клуба произошел исторический суд над Нестором Махно, импровизированный спор его апологетов и противников. Каждый идеологический штамп, штрих к портрету великого анархиста, созданный советскими интерпретаторами истории, был опровергнут с помощью исторических документов и воспоминаний очевидцев.

Оказалось, что Нестор Иванович Махно был грамотным стратегом и последовательным защитником интересов трудового украинского крестьянства. Стараясь организовать крестьян своего и окрестных сел, он создает профессиональный союз крестьян-батраков, организовывает трудовую коммуну и местный крестьянский совет. Он был вдохновлен главной своей задачей - сплотить и организовать все крестьянство настолько прочно, чтобы оно могло раз и навсегда выгнать всю "расу" крепостников-управителей и само строить свою жизнь. И он, продвигаясь в этом направлении, вел организационную работу среди крестьян, как талантливый практик, лидер и борец, настоящий народный «батька».

Махновщина представляла собой низовое движение крестьян и рабочих. Его история показывает, что основное в нем - стремление утвердить свободу труда путем революционной самодеятельности масс. С первых дней своего зарождения движение охватило бедноту всех национальностей, населявших район. Подавляющее большинство составляли, конечно, украинские крестьяне.

В "Декларации", выпущенной Реввоенсоветом армии в октябре 1919 г., в главе по национальному вопросу махновцы говорят следующее:"Говоря о независимости Украины, мы понимаем эту независимость не как независимость национальную, типа петлюровской самостийности, а как независимость социальную и трудовую рабочих и крестьян. Мы заявляем о праве украинского (как и всякого другого) трудового народа на самоопределение не в смысле "самоопределения наций", а в смысле "самоопределения трудящихся"..."

         А вот как решался вопрос о языке преподавания в школах: "В культурно-просветительный отдел армии махновцев поступают запросы от учительского персонала о том, на каком языке преподавать теперь в школах (в связи с изгнанием деникинцев). Революционные повстанцы, держась принципов подлинного социализма, не могут ни в какой области и ни в какой мере насиловать естественные потребности народа украинского. Поэтому вопрос о языке преподавания в школах может быть решен не нашей армией, а только самим народом, в лице родителей, учащих и учащихся». Думается, такому толерантному и мудрому подходу к языковой проблеме не мешало бы поучиться современным политикам, спекулирующим на вопросе двуязычия в угаре предвыборной борьбы.

         Конкретные начинания гуляйпольцев в области школьного дела выразились в следующем. Крестьяне и рабочие всем селом обязались взять на содержание учительский персонал, необходимый для обслуживания всех школ села (в Гуляйполе имелось несколько начальных школ и две гимназии). Была создана школьная комиссия из представителей крестьян, рабочих и учащих, которой были поручены учебно-организационная, а также хозяйственная сторона школьного дела. Приняв принцип отделения школы от государства, гуляйпольцы приняли также схему свободного обучения в школах, сходную со схемой свободной школы Франциско Феррера. Одновременно с этим в Гуляйполе были предприняты занятия с неграмотными и малограмотными повстанцами.

И театру повстанцы уделили большое внимание. Еще до соглашения с большевиками, когда повстанческой армии приходилось изо дня в день принимать бои с многочисленными противниками, при ней постоянно сохранялась театральная секция из самих повстанцев, которая, насколько позволяла боевая обстановка, ставила пьесы частью для повстанческой массы, частью для крестьян.

В армии махновцев немалую роль играли евреи-революционеры, из которых многие отбывали каторгу за революцию 1905 г. или жили в эмиграции в государствах Западной Европы и Америки: Лев Зиньковский (Задов) - начальник армейской контрразведки, Елена Келлер - секретарь культпросветотдела армии и другие. Еврейские трудовые колонии, во множестве разбросанные в уездах Мариупольском, Бердянском, Александровском и других, принимали самое активное участие в районных съездах крестьян, рабочих и повстанцев, имея на них, а также в районном Военно-Революционном Совете, своих представителей.

         В феврале 1919 г., ввиду случаев антисемитизма, Махно предложил всем еврейским колониям организовать самооборону и выдал необходимое количество винтовок и патронов каждой колонии. В то же время он организовал и провел по всему району ряд митингов, на которых призывал массы к борьбе со злом антисемитизма. Еврейские колонии дали из своей среды значительное количество бойцов в ряды повстанческой армии. В армии повстанцев-махновцев имелась особая еврейская батарея, обслуживавшаяся одними евреями-артиллеристами и имевшая еврейскую полуроту прикрытия. Эта батарея, под руководством повстанца-еврея Лейбы Шнейдера, героически обороняла Гуляйполе от наступавшего в июне 1919 г. на Гуляйполе генерала Шкуро и, сражаясь до последнего снаряда и патрона, вся полегла, но задержала белогвардейцев на 10 часов.

Во время обсуждения темы антисемитизма в махновской среде во время заседания Клуба в качестве свидетельства о национальной терпимости Нестора Ивановича был приведены воспоминания отца одного из первых членов клуба историка Владимира Миллера. Давид Вениаминович Миллер, врач из Харькова, был призван в армию Махно в качестве начальника медицинской части. Правда, пробыл он там недолго, но относились к нему махновцы с предельным почтением.

         Таким образом, Нестор Махно предстает перед нами как человек просвещенный, национально терпимый, идейно последовательный и понимающий анархию не как вседозволенность и бардак, а как некую идею свободы человека труда от рабства и насилия.

Чтобы не удариться в другую крайность – идеализацию махновщины и ее лидера – на заседании приводились и факты жестокости Нестора Махно в отношении врагов и тех соратников, которые порочили армию, занимаясь мародерством и погромами. Известно, что махновцы люто ненавидели большевистские карательные и продовольственные отряды, убивавшие и грабящие украинских крестьян. Эти отряды состояли чаще всего из китайцев и латышей и отличались ужасающей жестокостью. Такие отряды махновцы уничтожали полностью, вырубая их в сабельном бою или выкашивая пулемётами. Смерти предавались все  комиссары красной армии и офицеры белогвардейцы, в то же время рядовые бойцы отпускались на все четыре стороны.

Махно во время гражданской войны стал выдающимся военно-начальником, создавшим мобильную, маневренную армию, достигавшую 250000 активных сабель и штыков. Махновцы имели три бронепоезда, три аэроплана, 60 орудий (это 15 артиллерийских батарей), 800 пулемётных тачанок. Лучшие генералы Белой армии, - Деникин, Врангель, Слащёв, Шкуро, Барбович, лучшие части Красной армии, немецкие оккупанты, армия атамана Григорьева неоднократно были разгромлены махновцами. Армия Махно взяла штурмом Перекоп, разгромив Врангеля и положив конец гражданской войне. В то же время большевики, трижды заключавшие союз с Махно в критические моменты гражданской войны, трижды предавали его, когда ситуация стабилизировалась. Наконец, после того, как махновцы взяли штурмом Перекоп и обеспечили победу большевиков, их командиры и бойцы были предательски разоружены и выкошены пулемётным огнём.

Выдающаяся историческая роль Нестора Махно в гражданской войне и истории Украины состоит не только в его победах или изобретении тачанки. Главным достижением его движения, потерпевшего крах именно в силу его противоречивости, - была вынужденная отмена коммунистами военного коммунизма. Вот как об этом говорит российский писатель, автор биографического романа «Махно» Михаил Веллер: «Понятен ли вам всемирный масштаб и драматизм происходящего? Человек творил судьбы мира и брал на свою руку ответственность за миллионы жизней и будущее страны…   Он верил – в счастье для всех, кто трудится и честен… Отмену военного коммунизма завоевал народ».

Таким образом, можно сделать выводы:

  • Нестор Махно, безусловно, личность историческая, харизматичная, овеянная легендами;
  • Махно смог организовать, возглавить и победоносно продолжить народное восстание, вселявшее ужас и в немцев, и в петлюровцев, и в белогвардейцев, и в большевиков;
  • Махно на практике реализовал постулаты анархизма и под чёрными знамёнами анархии показал все положительные и отрицательные стороны этого учения. После Махно анархизм в России перестал существовать как политическая сила. Единственной попыткой активного политического действия анархистов стала испанская революция, но и в Испании анархисты потерпели сокрушительное поражение от франкистов и фашистов;
  • Малограмотный, не имеющий военного образования, Нестор Махно создал 250– тысячную Украинскую Повстанческую Армию и успешно громил блестящих генералов Врангеля и Деникина, отборные части петлюровцев, немцев и большевиков. Награждённый высшим орденом Советской власти, решивший исход войны на юге Украины в пользу большевиков, Махно по праву может считаться одним из лучших военноначальников гражданской войны;
  • Махновцы повторили историческую судьбу запорожского казачества, до конца сыграв свою политическую и военную роль, и были уничтожены после того, как для большевиков отпала необходимость в Украинской Повстанческой Армии;
  • Махно – уникальная фигура Украинской национальной истории. Он принёс и славу украинскому народу, прежде всего крестьянству, и обрёк украинский народ на неисчислимые жертвы. После разгрома махновщины большевистский режим начал подготовку коллективизации и массового террора против украинского народа, достигших своего апогея в период Голодомора 30-х годов.  Во время голодомора и коллективизации украинское крестьянство было уничтожено как класс. Таким образом, мечта о "крестьянской анархической республике" оказалась несбыточной. Анархизм, как учение, на практике оказался недееспособным, т.е. по словам Николая Грибачова "Венчалось славой, кончилось позором". Но это уже совсем другая история.

Общественная молодежная организация Клуб «Белые Вороны» продолжает свою прозелитскую, просветительскую миссию - воспитывать школьников не национал-радикалами, но сознательными патриотами, ищущими правду и желающими знать обо всех аспектах истории своей родины: героических, трагических, а, иногда, и позорных. Только так можно избежать как национального апломба и шовинизма, так и национального нигилизма.

Литература

  1.  Аршинов П. История махновського движения  (1918-1921 г.г.). – Берлин: Издание "Группы Русских Анархистов в Германии", 1923
  2. Белаш А.В., Белаш В.Ф. Дороги Махно: исторические повествования.-К., 1993.,-592 с.
  3. Волковинський В.М. Нестор Махно: проти усіх влад і режимів// У кн.:                      сторінки історії України: ХХ століття. –К., 1992. – 289 с.
  4. Кларов Ю. Побочный сын анархизма: Батька Махно и бесславный конец “махновського государства”. – В кн.: Переписка на исторические темы.  -  М.: Политиздат, 1989. –  294 с.
  5. Україна. Повна енциклопедія. – Харків: Фоліо, 2007., - 54 с.

Использование средств массовой информации в создании положительного имиджа молодёжной общественной организации краеведческого профиля на примере клуба «Белые Вороны»

Решетов С.А,

президент

 молодёжной общественной

организации клуба "Белые Вороны"

Есть несколько способов стать человеком значительным,

но самое важное – прослыть таковым во мнении других людей

(Ж.Машаду д’Асис)

         Verba volant , skripta manent

(Слова улетают, написанное остаётся)

(латинская мудрость)

Молодёжная общественная организация клуб «Белые Вороны», которая в этом году отметила свой 12 юбилей, является типичным, на наш взгляд, примером активного участия широкой общественности в решении сложных социальных проблем, стоящих перед украинским народом в условиях процессов дезинтеграции исторических связей и смене политических  и экономических векторов развития.  Очевидное и наглядное несоответствие между декларированной центром  стратегией ускоренного развития регионов и реальным обнищанием провинции, отсутствие идеологических ориентиров, забвение культуры  и развал системы образования наиболее видны в условиях малого города, такого, как Днепрорудный. Нежелание мириться с бездуховностью,  моральной деградацией вызвало в регионах мощное общественное движение различного профиля. Возникшие в провинции общественные организации пытались решать проблемы различного уровня, зачастую дублируя друг друга, бросаясь в крайности от культуры к бизнесу, от политики к религии, от спорта к созданию ОПГ.

В связи с этим, клуб «Белые Вороны» сразу  чётко определил цели своей деятельности, направления работы и сферы компетенций. Мы ориентировались прежде всего на всесторонне развитие личности молодых граждан города на основе интеллектуального, морального и физического аспекта человеческой личности. Туризм, краеведение, археология, экология, театральная студия, выставки местных художников, страноведческие вечера стали основными формами нашей работы. Но уже на первых этапах деятельности мы столкнулись с непониманием, равнодушием, агрессией со стороны чиновников, администраторов, а, иногда, и простых граждан. Для решения этой проблемы Совет ветеранов клуба разработал долгосрочную программу создания положительного имиджа клуба «Белые Вороны». Естественно, главным в нашей работе было и остаётся живое, реальное дело, но в современных реалиях бытия для формирования положительного имиджа невозможно обойтись без широкомасштабных PR-кампаний с использованием всех доступных общественной организации СМИ.

Все СМИ можно объединить по тиражам и охвату потенциальных потребителей информации, можно разделить на местные, региональные (районные, областные, межобластные), республиканские и международные.

СМИ отличаются по способу донесения информации к потенциальному потребителю – печатные издания, использующие радио- и телеэфир, Интернет-издания. Естественно, СМИ жёстко зависят сейчас от рекламодателей, поэтому размещение информации об общественной организации с целью формирования положительного имиджа последней, дело достаточно сложное и требующее выполнения нескольких условий:

  1. Налаженные связи с редакторами и корреспондентами различных СМИ.
  2. Эксклюзивность предоставляемой общественной организацией информации.
  3. Строгое дозирование в предоставляемых материалах проблемных вопросов, фактов об их решении общественной организацией, скрытой саморекламы.
  4. Соблюдение принципа иерархии, - подача в СМИ различных уровней информации о проблематике соответствующего уровня, т.е. международный бюллетень вряд ли заинтересуется уровнем туристско-краеведческой работы в г. Днепрорудном или с. Балки, тогда как многотиражная газета вряд ли напечатает аналитическую статью о картографии или сценарий страноведческого вечера.
  5. Одновременное сочетание различных по способу донесения информации СМИ в информировании населения о достижениях общественной организации  по принципу «информационной волны» для создания и поддержания имиджа победителя.
  6. Широкое использование в СМИ местных и региональных уровней приёма эксплуатации местечкового патриотизма с обязательной ссылкой на руководителей и знаменитостей местного уровня.
  7. Строгое соблюдение информационной этики с полным отказом от таких форм подачи информации как антиреклама, полуправда, прямая ложь, оскорбление конкурентов или органов власти, провокации и распространение слухов.
  8. Создание в организации, школе пресс-центра, включающего редактора, журналистов и маркетологов,  имеющих связи со СМИ и лобби в органах власти города и района.
  9. Организация постоянного своевременного притока в пресс-центр информации о событиях, происшествиях, победах, проблемах, анонсах, презентациях, конкурсах, конференциях, форумах, соревнованиях,  в которых может быть представлена школа, организация, лицо.
  10. Организация широкого доступа членов пресс-центра к Интернету, включая подключение организации, школы, для отслеживания в поисковых системах информации о школе, организации, лице, так и размещение информации о них на соответствующих сайтах. Кроме того, возможен поиск партнёров, новых форм работы, анонсов конкурсов и т.д., а, в перспективе, организация сайта школы, организации, лица.
  11. Организация изготовления, размещения и постоянной смены информации о школе, организации, лице на стендах, планшетах, витринах в школе.
  12. Тиражирование и массовое распространение анонсов, листовок, буклетов, плакатов (формат А-4) с информацией о школе, организации, лице в городе до и  в период проведения конкурсов, соревнований, семинаров.
  13. Организация и поддержание в пульсирующем ритме информационной «волны» о школе, организации, лице в СМИ города и района (газеты, радио, ТV) с постоянным «прикармливанием» корреспондентов.
  14. Организация депутатских запросов и обращений граждан в органы власти города и района по проблематике школы, организации, лица. Поддержка и реклама депутатов и комиссий, которые лоббируют интересы школы, организации, лица.
  15. Конкурс  символики (флаг, герб, девиз, гимн) с дальнейшим изготовлением на основе проектов-победителей символов, сувениров с символикой, стендов с рекламой школы, организации, лица.
  16. Создание  банка данных (адрес, профиль, телефоны, e-mail, редактор, корреспонденты) о СМИ всех уровней (местная, региональная, областная, республиканская, международная пресса, радио, ТV, Интернет-издания), а также профессиональных изданиях всех уровней.
  17. Массовое предложение всем вышеуказанным СМИ разработок походов,  отчётов экспедиций, сценариев, методических пособий, программ, проектов, подготовленных членами общественной организации, работниками школы. В случае размещения данных материалов в СМИ республиканского уровня информация о школе, организации, лице станет доступной аудитории, которая исчисляется уже сотнями тысяч человек.
  18. Создание информационного банка «О нас пишут, о нас говорят, нас показывают!» с подборкой всех материалов СМИ, где упоминается школа, организация, лицо.  Издание периодического бюллетеня.
  19. Таранов П.С. Управление без тайн. – Донецк: Сталкер, 1997.
  20. Словник іншомовних слів. – К.: Головна редакція Української Радянської енциклопедії Академії наук Української РСР, 1975.
  21. Носков В.Г. Перекличка веков. Размышления. Суждения. Высказывания. – М.: Мысль, 1990.
  22. Носков Н.И. Мудрость отцов. – Ашхабад: Магарыф, 1984.
  23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996.

Клуб «Белые Вороны» сотрудничает со СМИ всех уровней и типов (таблица №1), предлагая им широкий спектр материалов, которые закрепили наш имидж  успешной, результативной, многофункциональной молодёжной организации с преобладанием краеведческого направления работы. Используя материалы информационного, аналитического, проблемного, статистического, методического характера, мы постоянно ищем новые СМИ, готовые к сотрудничеству с нами. Клуб имеет свою символику (флаг, герб, гимн), строгую иерархическую структуру, варьирующиеся направления работы. За прошедшие годы мы наработали большой объём материалов по географии, экологии, страноведению, геологии, литературе, поэзии и живописи стран мира, туризму. Мы владеем опытом проведения мероприятий различного уровня – страноведческих вечеров, интеллектуальных игр, интерактивных семинаров, слётов, экспедиций, акций различного профиля, социологических опросов, презентаций. Мы всегда открыты и готовы к сотрудничеству со всеми СМИ, структурами и организациями, которые зачастую теперь сами просят у нас материалы или приглашают к сотрудничеству, укрепляя тем самым положительный имидж клуба «Белые Вороны». Примерами может служить сотрудничество с Американским Корпусом Мира, экогруппой «Печенеги»                (г. Харьков), «Мама 86» (г. Киев), экогруппой «Эхо» (Черниговский район), Ассоциацией экологического просвещения, клубом «Васылиски»                                 (г. Запорожье), Областным управлением экологии и природных ресурсов, Областным управлением по делам семьи и молодёжи, Киевским эколого-культурным центром, Запорожским Национальным университетом, НПП «Великий Луг», редакциями Международного «Степного бюллетеня»                          (г. Новосибирск), газет  «Краеведение. География. Туризм.» (г. Киев), «Здесь живём» (г. Мелитополь) и т.д.

Всё выше сказанное позволяет нам предложить варианты организации и реализации РR–кампании при создании имиджа организации, школы, лица, которые, возможно, помогут всем желающим создать и укрепить свой положительный имидж.

Безусловно, мы сами ещё не использовали все предложенные варианты по причине провинциальной географии клуба «Белые Вороны», неопределённости статуса г. Днепрорудного, отсутствия постоянного источника финансирования, а иногда и завуалированного противодействия недоброжелателей, облечённых властью. Но мы работаем, ищем, надеемся и верим!

 

Литература:

 

  1. Таранов П.С. Управление без тайн. – Донецк: Сталкер, 1997.
  2. Словник іншомовних слів. – К.: Головна редакція Української Радянської енциклопедії Академії наук Української РСР, 1975.
  3. Носков В.Г. Перекличка веков. Размышления. Суждения. Высказывания. – М.: Мысль, 1990.
  4. Носков Н.И. Мудрость отцов. – Ашхабад: Магарыф, 1984.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996.

 

Пропаганда энергосбережения в условиях малого города   (из опыта работы клуба «Белые Вороны»)

Синепольская Екатерина,

член клуба «Белые Вороны»,

учащаяся 10 класса МСШ «Талант» г. Днепрорудного

Решетов Сергей Александрович,

президент клуба «Белые Вороны»

         Значение энергосбережения и экономии воды, тепла, природного газа для Украины априорно, а в условиях кризиса становится жизненно необходимым. В условиях малого города общечеловеческая проблема энергосбережения и экономии ресурсов становится ещё более острой. Мы, члены молодёжной общественной организации клуба «Белые Вороны», избрали доступные нам информационные технологии для пропаганды энергосбережения и экономии природных ресурсов. Мы разработали и реализовали проект «Энергосбережение»  и на протяжении двух лет реализовали его. Мы выражаем огромную благодарность Васильевой Татьяне Николаевне, координатору проекта «Школьный энергетический офис» за сотрудничество, методическую и материальную помощь.

         Проект «Энергосбережение» можно разделить на несколько этапов:

  • Социологический опрос «Экономия воды, тепла, электроэнергии в                                 г. Днепрорудном». Этот опрос проводился в два этапа через 1.5 года;
  • Участие в реализации проекта «Школьный энергетический офис» (координатор Васильева Т.Н.);
  • Информационные акции по пропаганде энергосбережения и экономии природных ресурсов;
  • Участие в конкурсе методических разработок по энергосбережению;
  • PR-акции проектов «Энергосбережение» и «Школьный энергетический офис» в г. Днепрорудном, г. Запорожье, г. Харькове.

Предлагаем вашему вниманию описание этапов реализации проекта «Энергосбережение».

І этап.

Социологический опрос «Экономия воды, тепла, электроэнергии в                                 г. Днепрорудном».

География социологического опроса: г. Днепрорудный Запорожской области.

Корреспонденты: учащиеся специализированного географического 8-Б класса МСОШ №3 г. Днепрорудного.

Респонденты: 596 граждан г. Днепрорудного.

Цель социологического опроса: определение  уровня энергосбережения гражданами г. Днепрорудного на основе экономии воды, тепла, электроэнергии и причин, стимулирующих энергосбережение в условиях малого города.

Задания социологического опроса:

  1. Определение  соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода воды и квартиросъёмщиков, оплачивающих воду по среднему показателю расхода (5 м3 на 1 человека за месяц);
  2. Определение  соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода природного газа и квартиросъёмщиков, оплачивающих  природный газ по среднему показателю расхода (8 гр.13 копеек с 1 человека за месяц);
  3. Определение  соотношения квартир с установленными  для сбережения тепла металлопластиковыми окнами и квартиросъёмщиков, которые такие окна ещё не установили;
  4. Определение средних показателей оплаты населением потреблённой электроэнергии.
  5. Определение причин стимулирования энергосбережения и причин, тормозящих энергосбережение в условиях малого города.

Дата проведения социологического опроса: 12 марта 2008 года.

Результаты социологического опроса:

  1. Соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода воды и квартиросъёмщиков, оплачивающих воду по среднему показателю расхода: из 596 респондентов счётчики учёта воды установили 405 респондентов (68%), 191 респондент (32%) счётчики учёта воды до сих пор не установили.
  2. Соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода природного газа и квартиросъёмщиков, оплачивающих  природный газ по среднему показателю расхода: из 596 респондентов счётчики учёта расхода природного газа установили 279 респондентов (46,8%), 317 респондентов (53,2%) счётчики учёта расхода природного газа не  установили до сих пор.
  3. Определение  соотношения квартир с установленными  для сбережения тепла металлопластиковыми окнами и квартиросъёмщиков, которые такие окна ещё не установили: из 596 респондентов металлопластиковые окна установили 289 респондентов (48,5%), 307 респондентов  (51,5%) такие окна ещё не установили.
  4. В среднем, квартиросъёмщики г. Днепрорудного платят за потреблённую электроэнергию 51 гр. 13 копеек в месяц.

Второй социологический опрос «Экономия воды, тепла,  электроэнергии в                                          г. Днепрорудном» мы провели спустя 1,5 года, расширив число корреспондентов за счёт учащихся профильных эколого-географических 10-Б и 8-Б классов. Из вопросов, предложенных респондентам,  был исключён пункт о наличии счётчиков учёта расхода природного газа. Это объясняется сохранением стабильной цены на газ и явно завышенных цен на счётчики и услуги газовщиков по их установке. Соотношение цены на природный газ и на счётчики делают эффективность счётчиков для населения крайне сомнительной.

География социологического опроса: г. Днепрорудный Запорожской области.

Корреспонденты: учащиеся специализированных  эколого-географических 10-Б и 8-Б классов школы «Талант» г. Днепрорудного.

Респонденты: 614 граждан г. Днепрорудного.

Цель социологического опроса: определение  уровня энергосбережения гражданами г. Днепрорудного на основе экономии воды, тепла, электроэнергии и причин, стимулирующих энергосбережение в условиях малого города.

Задания социологического опроса остались прежними.

Дата проведения социологического опроса: 7 октября 2009 года.

Результаты социологического опроса:

  1. Соотношения квартир с установленными счётчиками учёта расхода воды и квартиросъёмщиков, оплачивающих воду по среднему показателю расхода: из 614 респондентов счётчики учёта воды установили 472 респондентов (76,87%), 142 респондента (23,13%) счётчики учёта воды до сих пор не установили.
  2. Определение  соотношения квартир с установленными  для сбережения тепла металлопластиковыми окнами и квартиросъёмщиков, которые такие окна ещё не установили: из 614 респондентов металлопластиковые окна установили 340 респондентов (55,38%), 274 респондентф (44,62%) такие окна ещё не установили.
  3. В среднем, квартиросъёмщики г. Днепрорудного платят за потреблённую электроэнергию 62 гр. 50 копеек в месяц.

Таким образом, можно сделать определённые выводы о причинах стимулирующих и тормозящих энергосбережение в условиях малого города.

А) Причины стимулирования энергосбережения в условиях малого города:

- резкое повышение коммунальных платежей за расход холодной воды;

- аварийное состояние всех городских водоводов и коммуникаций, что приводит к тому, что значительная часть воды уходит в землю, а квартиросъёмщики платят за весь объём воды, поданной в город, а не за реально потреблённый объём воды;

- многократное резкое повышение коммунальных платежей за паровое отопление;

- резкое повышение коммунальных платежей за потреблённую электроэнергию;

- ужесточение карательных мер со стороны РЭС, работники которой отключают неплательщиков от электроснабжения и требуют фантастические суммы штрафов за обратное подключение.

Таким образом, главной причиной, стимулирующей энергосбережение в                              г. Днепрорудном, т.е., прежде всего, установку квартиросъёмщиками счётчиков учёта расхода воды и газа, металлопластиковых окон для сохранения тепла является утилитарная экономия семейного бюджета.

Б) Причины, тормозящих энергосбережение в условиях малого города:

-  отсутствие в городе на протяжении 8 лет такой коммунальной услуги, как подача горячей воды, что приводит к массовой установке бойлеров-водонагревателей, расходующих огромное количество электроэнергии;

- относительные низкие и стабильные, несмотря на провокационные слухи, цены на природный газ;

- нерационально завышенные цены на счётчики учёта воды и природного газа, при монополии на их установку коммунальных служб города;

- нерационально завышенные цены на металлопластиковые окна при огромной конкуренции частных предпринимателей, что свидетельствует об их  сговоре и полном отсутствии работы антимонопольного комитета;

-  элементарная экономическая неграмотность населения;

-  относительно низкий уровень доходов граждан города;

-  сравнивая данные двух социологических опросов, можно наблюдать резкое увеличение расходов на оплату использованной электроэнергии;

- крайне низкий уровень пропаганды энергосбережения как в                                 г. Днепрорудном, так и, в целом, в Украине.

ІІ этап

Участие в реализации проекта «Школьный энергетический офис» (координатор Васильева Т.Н.).

Данный проект использовал идею энергетических экологических офисов Дании и был реализован в Запорожской области при финансовой поддержке фонда «Евразия» и Королевства Нидерландов. Методическое обеспечение осуществляла Ассоциация экологического образования                               г. Запорожья(координатор Шелегеда В. И.) В ходе реализации проекта клуб «Белые Вороны»  под руководством Васильевой Т.Н. и её команды провели 3 интерактивных семинара с учащимися 4-х, 6-х и 9-х классов соответственно. Тема семинаров «Энергия и ресурсы» и «Энергия солнца, ветра и воды». Самостоятельно мы провели интерактивный семинар «Энергосбережение» для учащихся 10-11-х классов. Координатор проекта Васильева Т.Н. организовала и провела 3 выставки-презентации действующих моделей «Энергосберегающие технологии» для учащихся 6-х, 9-х и 11-х классов.

ІІІ этап

Информационные акции по пропаганде энергосбережения и экономии природных ресурсов.

Результаты социологических опросов «Экономия воды, тепла,  электроэнергии в г. Днепрорудном» и проекта «Школьный энергетический офис» члены клуба «Белые Вороны» активно использовали для информирования различных слоёв населения г. Днепрорудного и региона. Итоги опросов мы предоставили городскому голове Матвееву Е.С. Городское радио «Экспресс» (ведущий Зборовский В.И.) дважды передало нашу информацию в эфир. Региональный еженедельник «Время и мы» (редакторы Скиба Т.А. и Миллер Л.С.) напечатали статью о реализации проекта «Школьный энергетический офис». Самым активным образом используются наши информационные блоки на уроках биологии, химии, географии, экономики, экологии, поскольку преподаватели этих предметов члены клуба «Белые Вороны».

ІV этап

Участие в конкурсе методических разработок по энергосбережению.

Президент клуба «Белые Вороны» Решетов С.А. предоставил сценарий интерактивного семинара для старших классов «Энергосбережение» на Международный конкурс методических разработок по данной теме и Ассоциации экологического образования г. Запорожья. По итогам Международного конкурса Решетов С.А. занял второе место, что подтверждено дипломом, а в издательстве ООО «Финвей» вышел сборник «Энергия жизни», в котором напечатан сценарий семинара и использованы фотографии, снятые во время семинаров и выставок.

V этап

PR-акции проектов «Энергосбережение» и «Школьный энергетический офис» в г. Днепрорудном, г. Запорожье, г. Харькове.

PR-акции проектов предусматривали презентацию сборника «Энергия жизни», учебника и рабочей тетради «Энергия» для младших школьников. Эти издания осуществлены под общей редакцией Васильевой Т.Н. PR-акции проектов выполнены делегациями клуба «Белые Вороны», участниками Всеукраинской конференции «Познай себя, свой род, свой народ» в                             г. Харькове и президентом клуба Решетовым С.А. в ОИППУ г. Запорожья и на заседании клуба в г. Днепрорудном. В целом, мы презентовали эти издания делегациям 8 областей Украины и 15 регионов Запорожской области.

Не претендуя на истину в последней инстанции, мы всё же считаем, что реализация международных проектов, как и региональных,  начинается с  локальных программ, направленных на пропаганду энергосбережения. Мы надеемся, что наша работа по реализации проектов «Энергосбережение» и  «Школьный энергетический офис» станет примером достаточно эффективной работы в данном направлении в условиях малого города.

Додаток.

Сценарій інтерактивногосемінару «Енергозбереження»        

Час проведення: 12.50-15.35, п'ятниця.

Місце проведення: кабінет географії та екології №42, БЗОШ №3                                       м. Дніпрорудного.

Склад учасників: учні 9-Д класу (28 осіб), учні 11-В класу (8 осіб), вчителі географії та екології (4 особи).

Фасилітатор семінару: Решетов Сергій Олександрович.

Обладнання: телевізор, відеомагнітофон, магнітофон, аркуші ватману та папір формат А-4, маркери, додаткова література, зразки листівок-відозв, методичні посібники.

І етап. Організаційний

Члени експертної групи у складі учнів 11-В класу проводять реєстрацію учасників семінару і розподіляють їх по творчим групам. Творчих груп створюється чотири за сезонами року: “Зима”, “Весна”, “Літо”, “Осінь”. За кожною групою закріплюються 2 експерти з учнів 11-В класу та 1 вчитель. Групи займають свої місця.

Під час цього етапу лунає фрагмент з “Пір року” Чайковського.

ІІ етап. Мотиваційний

         Фасилітатор семінару вітає усіх присутніх і просить за                       3 хвилини провести коротке знайомство у групах. Після цього виробляються правила роботи на семінарі, які записуються на ватмані маркерами, або на дошці. У нас вироблені такі правила:

● Будь ввічливим!

● Вислухай опонента, а потім сперечайся!

● Посміхайся!

● Аргументуй свої висновки!

● Не вантаж зайця залізом! (Не став перед собою завдань, які не зможеш виконати);

● Не вантаж верблюда соломою! (Не став занадто легкі завдання).

Фасилітатор знайомить учасників з темою семінару і формулює головні проблеми, над варіантами вирішення яких треба буде попрацювати учасникам семінару. Тема семінару записана на дошці, а проблеми, пов'язані з енергозбереженням, записуються на ватмані після того, як вони будуть з'ясовані під час короткої дискусії між групам.

Тема: Енергозбереження

Проблеми:                                                                                                                                                            

Дефіцит енергоносіїв;

●     Низька культура енергоспоживання, що призводить до               великих втрат енергії;

● Екологічна криза, причинами якої, зокрема, є атомна енергетика, паливна енергетика та гідроенергетика;

● Низький рівень економічної та екологічної освіти населення.

         Проблеми розподіляються між групами за таким порядком:

-         група “Зима” - 1 проблема;

-         група “Весна” - 2 проблема;

-         група “Літо” - 3 проблема;

-         група “Осінь” - 4 проблема.

Групам пропонується викласти свою точку зору на алгоритм вирішення проблем. Після роботи в групах на ватмані записується таки алгоритм:

  1. Постановка проблеми;
  2. “Мозковий” штурм для складання альтернативних планів дій по вирішенню проблеми;
  3. Складання єдиного плану дій по вирішенню проблеми;
  4. Апробація плану дій”
  5. Застосування плану дій, спрямованих на вирішення проблеми;
  6. Вирішення проблеми;
  7. Аналіз результатів вирішення проблеми;
  8. Постановка наступної проблеми.

Учасникам семінару пропонується екологічна гра-розвага “Дощик” та “Річечка”. Після ігор оголошується кава-брейк на 10 хвилин. Звучить запис пісень В.С. Висоцького “Черное золото”, групи “Крематорій” “Мусорный ветер”, народної пісні “Реве та стогне Дніпр широкий”. Готується до демонстрації відеозапис “Великі проблеми малого міста”.

ІІІ етап. Інформаційно-аналітичний

На початку цього етапу демонструється відеозапис, який показує негативні приклади життя м. Дніпрорудного: відсутність освітлення вулиць міста, переповнені баки для сміття, освітлювальні прилади та ліхтарі, які горять у світлий період доби, відсутність теплоізоляції у помешканнях тощо.

Фасилітатор семінару пропонує робочим групам знайти альтернативні шляхи вирішення вказаних проблем, надаючи на це 50 хвилин. Під час роботи члени груп можуть користуватися додатковою літературою, порадами фасилітатора, картографічним матеріалом тощо.

Після закінчення часу на інформаційно-аналітичну роботу оголошується кава-брейк на 15 хвилин. Під час перерви учасникам семінару пропонується переглянути відеофільм “Краса врятує світ?”, знятий клубом “Білі Ворони”.

IV етап. Захист проектів груп. Дискусія

Кожна група пропонує свій проект вирішення проблеми.

1 група запропонувала для вирішення проблеми дефіциту енергоносіїв наступне,-

-         Вважати України головним об'єктом розгляду проблеми дефіциту енергоносіїв;

-         Відмовитися від негативістського відношення до проблеми як песимістичного (вже нічого не зробиш!), так і оптимістичного (все саме собою вирішиться, “Запад нам поможет!”);

-         Поетапно перевести домінуючі та допоміжні галузі господарства України на енергозберігаючі технології;

-         Поетапно відмовитися від використання ГЕС та ТЕС, акцентуючи увагу на продукування електроенергії на АЕС та ЕС альтернативних типів (ВЕС, Геліотермальних, Геотермальних тощо);

-         Надати в концесію високорозвиненим країнам та фірмам з високим міжнародним авторитетом територію шельфу Чорного моря для високотехнологічного освоєння і видобутку природного газу. Створити вільну економічну зону у Причорноморському економічному районі за аналогом Сходу Китайської Народної Республіки;

-         Поетапно почати вторинну переробку величезних об'ємів вугільних териконів у Донбасі;

-         Надати перевагу конструкторським розробкам енергозберігаючих технологій і забезпечити їх першочергове фінансування;

-         Орієнтувати Міністерство Освіти України на введення в курс середньої школи обов'язкового курсу “Енергозбереження”.

Після завершення доповіді 1 групи члени інших груп, експерти та фасилітатор можуть задавати питання стосовно проекту вирішення даної проблеми. Фасилітатор під час дискусії звертає увагу на правила роботи на семінарі.

2 група запропонувала для вирішення проблеми наступні заходи,-

-         Вважати низьку культуру енергоспоживання глобальною проблемою людства взагалі і України зокрема;

-         Вважати проблему підвищення рівня культури енергоспоживання першочерговим завданням державної влади, Міністерств Енергетики та Освіти;

-         Непопулярні заходи покарання об'єктів державної та приватної власності за несплату боргів за енергію вважати вимушеними, але дієвими;

-         Відключення об'єктів соціальної сфери (школи, ВУЗи, лікарні, Палаци Культури, дитсадки вважати недопустимими, оскільки вони не є прибутковими і залежать від бюджетного фінансування;

-         Необхідним заходом є зменшення цін на лічильники води, газу та електроенергії та спрощення процедури їх установки в квартирах за рахунок не громадян, а органів місцевого самоврядування, що призведе до значної економії енергоносіїв та води;

-         Засобам масової інформації розгорнути широку пропаганду енергозбереження серед усіх прошарків населення. Фінансування цієї дорогої кампанії повинні взяти на себе енергопродукуючі підприємства та відповідні Міністерства;

-         Усю пропагандистську компанію з енергозбереження та репресивні заходи щодо боржників проводити   під гаслом: ”Люди! Бережіть енергію, бо це вам вигідно!”

3 група запропонувала для вирішення проблеми негативного впливу на довколишнє середовище енергопродукуючих підприємств такі проекти,-

-         Підтримати пропозицію 1 групи щодо поетапного припинення виробництва електроенергії на ТЕС та переорієнтацію енергетики на розвиток сучасних одно реакторних АЕС підземного та напівпідземного типу;

-         Орієнтувати НДІ України на розробку високотехнологічних ВЕС з подальшим серійним їх виробництвом та розміщенням в Північному Криму, Причорноморському регіоні та в долинах річок з постійним напрямком вітрів. Звернути увагу на позитивний досвід з цього питання м. Бердянська Запорізької області, США, Нідерландів тощо;

-         Негайно почати технологічні розробки та широку пропагандистську компанію щодо розвитку біотехнологій для отримання біогазу. Звернути увагу на позитивний досвід м. Червоноград Львівської області (п. Ю. Зима), Німеччини, США, Великобританії, Росії тощо;

-         Розглянути проект поетапного спуску Каховського водосховища і рекультивації Великого Лугу. Такий проект не суперечить Державній Програмі покращення екологічного стану Дніпра, а є її логічним доповненням. Ми підготували ряд пропозицій щодо реалізації цього проекту і ведемо агітацію щодо нього у регіоні;

-         Продовжити плідну співпрацю з НПП «Великий Луг», створеного завдяки активному лобіюванню клубом «Білі Ворони»;

-         Дати широкий доступ до інформації щодо впливу ТЕС, ГЕС, АЕС на довкілля у світі рішень Орхуської Конвенції;

-         Надати широкий доступ учнівській молоді до екскурійного відвідування енергопродукуючих підприємств за рахунок цих підприємств.

4 група внесла такі пропозиції щодо вирішення проблеми низького рівня економічної та екологічної освіти населення,-

-         Вважати екологічну та економічну освіту усіх прошарків населення України першочерговим завданням усіх Міністерств та відомств України;

-         Широку освіту населення з цих питань вести під гаслом: ”Енергозбереження – шлях до майбутнього!                                      “Ні” – марнотратству! “Так” – економії енергії!”;

-         Усім органам місцевого самоврядування розгорнути роботу по створенню і підтримці неурядових громадських організацій, які спрямовують свою діяльність на екологічну та економічну освіту населення. Наше м. Дніпрорудне має гарний досвід з плідного співробітництва міськради та клубу “Білі Ворони” у вирішенні цих проблем. Міськрада, міський голова Аверін В.М. навіть знайшли можливість фінансування наших акцій екологічного руху.;

-         Усім громадським організаціям України інтегрувати свої зусилля пропаганді економічної та екологічної освіти населення в царині енергозбереження. Для цього ми, наприклад, застосовуємо інформаційну (“інформаційна хвиля”), масову (пікети, агітаційні столи, розповсюдження листівок та прокламацій) акції екологічного руху. Дієвим є одночасне, скоординоване застосування різних видів акцій багатьма НГО України.

-         Звернути увагу на гумористичну, сатиричну форму проведення акцій з застосуванням таких форм роботи, як агітбригади, виступи аматорських театральних студій тощо. Під час цих акцій гостро висміювати розкрадачів енергії, недбалих користувачів, байдужість до проблеми енергозбереження тощо;

-         Широко застосовувати конкурси малюнків, плакатів серед аматорів та художників-професіоналів. Прикладом цього є конкурс “Дніпро очима дітей”, конкурс на кращу обкладинку учнівського зошита за тематикою “Споживаємо енергію розумно”;

-         Широко розвивати участь НГО у республіканських та міжнародних конкурсах проектів з вирішення проблем енергозберігання. Такі конкурси дають змогу НГО отримати гранти на реалізацію своїх проектів. Ми маємо досвід отримання грантів на реалізацію екологічних проектів від США та Великобританії.

V етап. Підсумковий

На цьому етапі фасилітатор семінару підсумовує проекти та пропозиції усіх груп. Відбувається генералізація пропозицій і формуються головні висновки:

● Енергетична проблема є глобальною проблемою людства загалом та України, зокрема;

● Енергетична проблема породжена вичерпністю головних родовищ енергоносіїв та вкрай неефективним використанням енергії у всіх галузях господарської діяльності людини;

● Неефективне використання енергії пояснюється як низьким рівнем енергозберігаючих технологій, так і низьким рівнем культури енергоспоживання переважної більшості населення;

● Низький рівень культури енергоспоживання у значній мірі пояснюється низьким рівнем економічної та екологічної освіти населення;

● У світі є позитивні приклади вирішення цих проблем, тому використання цього досвіду є обов'язковим як для НГО, так і для державних органів влади та підприємців з обов'язковою інтеграцією зусиль усіх структур держави;

● Настав той час, коли ухиляння від вирішення проблеми енергозбереження ставить сучасну цивілізацію на край загибелі, тому зараз надзвичайно актуальними стали слова “Не питай, по кому дзвонить дзвін, він дзвонить по тобі!” Людство або інтегрує свої зусилля і переможе енергетичну кризу, або ж скотиться у прірву дикунства, дезінтеграції та загибелі.

Фасилітатор дякує усім учасникам семінару за плідну працю.

У фіналі семінару член клубу “Білі Ворони” підприємець Олександр Дерій виконує баладу В.С. Висоцького “Баллада о борьбе”.

         Ми вважаємо, що така форма роботи, як інтерактивний семінар, є не лише цікавою, але й корисною у справі екологічного, економічного та соціального виховання громадян, що є основою реалізації стратегії сталого розвитку.

Анотація на проект

Актуальність проекту пропаганди енергозбереження і економії природних ресурсів в умовах малого міста визначається проблемою різкого підняття цін на енергоносії, електроенергію, воду для населення і, на жаль, екологічною та економічною безграмотністю населення.

Зміст проекту:

  • Соцілогічне опитування «Економія води, тепла, електроенергії у м. Дніпрорудному». Це опитування проводилося у два етапи через 1,5 року;
  • Участь клубу «Білі Ворони» в реалізації проекту «Шкільний енергетичний офіс» (координатор Васильєва Т.Н.);
  • Інформаційні акції з пропаганди енергозбереження та економії природних ресурсів;
  •  Участь в конкурсі методичних  розробок з енергозбереження;
  • PR-акції проектів «Енергозбереження» та «Шкільний енергетичний офіс у м. Дніпрорудному, м. Запоріжжі, м. Харкові.
  • Інформація про проект надрукована у регіональному щотижневику «Время и мы»;
  • Радіо «Експрес» м. Дніпрорудного двічі виходило в ефір з інформацією про наші соціологічні опитування;
  • У збірці «Енергія життя» надрукований сценарій семінару «Енергозбереження» (автор Решетов С.О.);
  • Презентації наших проектів ми провели у м. Дніпрорудному, м. Запоріжжі, м. Харкові;
  • Члени клубу «Білі Ворони» отримали досвід проведення соціологічних опитувань, інтерактивних семінарів, презентацій, виставок і, головне, самі вийшли на досить високий рівень екологічної, соціальної та економічної свідомості.

Отримані результати:

PS

Шановне журі! Просимо завважити, що школа «Талант» веде викладання російською мовою, тому наші матеріали підготовлені у первісному вигляді на мові оригіналу. З повагою автори.

Страница 3 из 6

Последние фото клуба